Френк Заппа. A visual documentary by miles

FRANK ZAPPA- A VISUAL DOCUMENTARY
BY MILES







 

 

 

 

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Книга, которую Вы держите в руках, составлена
на основе "Frank Zappa in his own words" и "Frank Zappa - A Visual Documentary"
Майлза. При переводе опущены пересекающиеся темы, а также события, которых
автор касается в данных книгах вскользь и в более полном и подробном виде
раскрытых в "Real Book".

Ваш покорный слуга также счел уместным внести некоторые
дополнения, в частности, комментариями, помещенными на обложках альбомов
и публикациями, касающихся событий, описывающихся в книге.

Кроме того, в оригинальном издании "Frank Zappa –
A Visual Documentary" Майлз не поленился перечислить абсолютно все гастрольные
выступления Маэстро (коих было более тысячи) и составы музыкантов, участвующих
в них. Переводчик же взял на себя смелость перечислить лишь те туры, которые
либо отражены в альбомах, либо являлись судьбоносными в карьере Фрэнка
Заппы.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ "FRANK ZAPPA - A VISUAL
DOCUMENTARY BY MILES"

Трудно найти в мире музыки человека, выпустившего
такое количество альбомов (более шестидесяти) и совершившего такое количество
гастролей (более тысячи).


 

 

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ МАЙЛЗА К КНИГЕ "FRANK ZAPPA IN
HIS OWN WORDS".

Хотя Заппа открыто заявляет о своей ненависти к музыкальной
печати, он дал в своей жизни интервью больше, чем кто бы то ни было, за
исключением, может быть, только Пола Мак-Картни. В определенной мере это
обусловлено тем, что опыт сотрудничества со звукозаписывающими компаниями
заставлял его самого заниматься рекламой. Позже, основав собственную фирму,
он столкнулся с тем, что не мог позволить себе оплату своих песен в радиоэфире.
Единственной возможностью дать о себе знать оставались интервью.

Заппе всегда было что сказать по любому вопросу.
Его политические взгляды позволили ему обрести весомые шансы на победу
в президентских выборах 1992 года. Но он снял свою кандидатуру.

При этом он никогда не распространялся об личных
сторонах своей жизни. Возможно потому, что журналисты не осмеливались затрагивать
эту тему. Гейл заполнила этот пробел в пространном интервью Victoria Balfor`s
Rock Wives, где описала отношения Фрэнка со своими группи и подробности
их совместной жизни в браке.

1940-1950

21.12.1940


 

Поскольку первым увлечением Фрэнка была химия (он
был просто помешан на взрывах), отец надеялся, что мальчик пойдет по его
научным стопам и, в меру сил, старался обеспечить его соответствующим "оснащением".
В шесть лет Фрэнк уже сам изготавливал порох, а к двенадцати уже имел богатый
опыт "несчастных случаев". В пятнадцать лет он забросил это занятие, но:
"химический склад мышления проявляется в моем подходе к написанию композиций"

1981

"До пятнадцати лет я не слушал музыку, потому что
мои родители были к ней равнодушны. В нашем доме не было ни радио, ни проигрывателя.
Из той музыки, что мне приходилось слушать, мне нравилась арабская”.

1974

1953


В 1953-м году семья переехала в Pacific Grove, что
к югу от Монтерея. Здесь двенадцатилетний Фрэнк был зачислен в воскресную
школу, где прошел курс "юного барабанщика" под началом Кита Макилипа, весьма
почитаемой личности среди местных ударников.


 

 

1954

В силу того, что отец работал на "оборонку", переезды
были обыденным явлением. В 1954-м семья переехала в El Canyon, пригород
Сан-Диего. Здесь Фрэнк впервые услыхал о композиторе Varese. Поскольку
El Canyon был типичным ковбойским городишком, его нельзя было назвать самым
подходящим местом для поисков произведений Varese.


 

 

1955-1957

Как-то, едучи с родителями в машине, Фрэнк поймал
по радиоприемнику песню "Gee" The Crows, а затем "I” The Velvets. Они произвели
неизгладимое впечатление на четырнадцатилетнего мальчугана. И хотя родители
все же настояли на том, чтобы он выключил радио, Фрэнк успел осознать,
для чего он рожден на свет.

Родители были равнодушны к музыке. Их привязанности
ограничивались свинговым сопровождением к "мыльным операм". Теперь же в
семье появился собиратель ритм-энд-блюзовых пластинок.

Еще одним увлечением Фрэнка стали постановки кукольных
представлений. Он сам шил наряды, мастерил марионетки и писал сценарии.

Будучи зачисленным в местную школу, Фрэнк тотчас
основал ансамбль The Blackouts. Участниками группы стали Terry Wimberli,
братья Salazar, Johnny Franklin, Carter Franklin и Wayne Lyles. В роли
танцора часто подвязывался Motorhead Sherwood.

Позже, когда Фрэнк покинул группу, ее название изменилось
на "The Omens". Некоторые из участников впоследствии перешли в The Mothers,
а некоторые сложили ядро Captain Beefheart Magic Band.

На почве преданности ритм-энд-блюзу Фрэнк сошелся
с Доном Ван Влаетом.

"Мы заканчивали слушать музыку около пяти утра
и, поэтому, частенько пропускали школьные занятия. Ничего более не имело
значения для нас в этом мире тогда”.

"Мы слушали ритм-энд-блюзовые пластинки так часто,
что напамять могли напеть гитарные соло. Затем мы усаживались в Олдсмобиль
и отправлялись на поиски какой-нибудь киски”.

Они постоянно устраивали друг другу "проверочные
допросы" относительно номеров альбомов, даты их выпуска, фирм звукозаписи
и т.д. В наказание за частые пропуски занятий Фрэнка не раз временно лишали
права посещать школу.

"Учителя считали меня никчемной бестолочью"

Однако некоторые из преподавателей оказали благотворное влияние на
его карьеру. Фрэнк много времени проводил в беседах с завучем Ernie
Tossi
в его кабинете. Он даже пригласил Tossi к себе домой и познакомил с родителями.

Учитель музыки Ballard предоставил в распоряжение
Фрэнка школьный оркестр и разрешил использовать школьную доску для начертания
партитуры. Что еще нужно начинающему композитору, чтобы услышать свою собственную
музыку! И Ballard, и Tossi были с благодарностью упомянуты на обложке первого
альбома Тhе Mothers.

Для углубленного изучения композиции Фрэнк купил
книгу Эйч Эй Кларка "Баланс". Уже на второй странице он прочел: "Никогда
не применяйте следующую последовательность: Переход 1-2 очень резок и жесток

Переход 3-4 не столь груб и иногда может применяться
в современной музыке”.

Фрэнк сыграл эту последовательность, сказал: "Здорово!"
и навсегда забросил этот учебник. Настоящую последовательность частенько
применял Стравинский.

Летом 1957-го года Фрэнк отправил Эдгару Варезе письмо,
в котором спрашивал позволения композитора. Ответ не заставил себя долго
ждать:

"Дорогой Мистер Заппа,

к моему глубокому сожалению, я не смогу Вас принять,
поскольку отправляюсь в Европу и пробуду там до весны. По возвращении,
надеюсь на встречу с Вами.

С наилучшими пожеланиями,

Искренне Ваш

Эдгар Варезе"

Это письмо и сейчас висит на стене рабочего кабинета
Заппы.

В конце пятьдесят восьмого Фрэнку стало ясно, что
ему не дано вырасти в классного барабанщика. Под впечатлением от игры Джони
"Гитар" Уотсона он взялся за гитару.

"За месяц я освоил все эти сраные подростковые
"переходы" и "пассажи"

1968

Тут он понял, что ему не достает знаний гармонии
и приобрел пособие по аккордам. Оказалось, что осваивать аккорды гораздо
сложнее, чем сольные партии. Он продал ударную установку группе The Bluenote
и записался на курс гармонии.


 

 

1958-1961

Весной 1959 года неутомимый Fransis Zappa Sr. вновь
перевез свое семейство. На сей раз - в Claremont. Здесь Фрэнк продолжил
занятия гармонией и записался на курс композиции.

В 1960 Фрэнк собирает группу Тhе Boogie Man. Это
была в прямом смысле слова "гаражная группа", поскольку репетировали они
в гараже. В это время Фрэнк уже играет на электрической гитаре. Ансамбль
не заработал ни гроша и благополучно "загнулся".

Фрэнк заказывает визитки: "F.V.Zappa. Композитор
и блюзовый гитарист" и подрабатывает с группой Joe Perrino and The Mellotones.


 

 

1961

Самой большой удачей этого отрезка карьеры был второй
в его жизни заказ на написание музыки к фильму. В июне 1961-го Фрэнк приступает
к работе над саундтреком к фильму Типа Кэйри "Величайший грешник мира".
17 декабря 1961 года Pomona Valley Symphony Orchestra записывает музыку,
используя два микрофона и монофонический пульт.

"Партитура уникальна тем, что отражает все музыкальные
направления"

Из интервью "Pomona Progress Bulletin"

Гонорар за эту работу выплачен не был. Музыку же
Фрэнк позже определил как "покрывшуюся плесенью", хотя и пытался "оживить"
кое-что из этого начинания. Так главный мотив появился на второй стороне
сингла Бэйби Рэя в 1963-м году, а позже, под названием "Holiday in Berlin"
- на альбоме "Burnt Weenie Sandwich".

Помилка?

Дочати пiзнiше / подiлитися