Альбер Камю. Бунтующий человек

страница №22

дставитель
философии жизни. В учении Бергсона сущность жизни непостижима для
интеллекта, она улавливается лишь с помощью интуиции. Камю сравнивает
феноменологию Гуссерля с интуитивизмом Бергсона, подчеркивая отличие
феноменологии, которая не содержит каких бы то ни было метафизических
утверждений: если у Бергсона имеется "сценарий", то есть космическое течение
жизни ("жизненный порыв"), то феноменолог берет все подобые утверждения о
мире "в скобки", предмет познания конституируется интенциональными актами
сознания.
•"• 48. Цитируется работа Гуссерля "Логические исследования".
--381



С. 49. Плотин (ок. 204/205--269-/270) --древнегреческий философ,
основатель неоплатонизма. Его философия оказала огромное влияние на
христианское богословие. Камю подчеркивает связь платонизма и неоплатонизма
с теологией, "приучение разума к духу вечности".
С. 53. Эвридика -- в греческой мифологии жена Орфея, умершая от укуса
змеи; Орфей спускается за нею в Аид, получает разрешение вывести Эвридику на
землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем приведет в свой
дом. Орфей нарушил запрет, по дороге оглянулся, и Эвридика осталась в
царстве мертвых.
С. 58. Гренье, Жан — учитель и друг Камю, преподаватель философии,
оказавший на Камю значительное идейное и личное влияние в начале 30-х гг.
Ему посвящена книга Камю "Бунтующий человек".
С. 59. Алан (настоящее имя Эмиль Шартье, 1868--1951)--французский
философ, оказал значительное влияние на ряд виднейших французских философов
и писателей как своими философскими эссе, так и своей педагогической
деятельностью.
С. 60. Г-жа Ролан (Жанна Мари Ролан де ла Платьер, 1754--1793)
--супруга Ж. М. Ролана, крупного политического деятеля времен Великой
французской революции министра внутренних дел в правительстве жирондистов.
Принимала активное участие ; политической жизни, в ее салоне собирались
вожди партии жирондистов. Была казнен; якобинцами. Камю ссылается на
написанное г-жой Ролан "Воззвание к беспристрастному будущему", в котором
она незадолго до казни оправдывала свою деятельность перед лицом будущих
поколений.
С. 61. Руссо, Жан Жак (1712--1778) — французский философ и писатель,
представитель Просвещения. В "Рассуждении о начале и основаниях неравенства
между людьми; Руссо противопоставляет цивилизации, испорченной частной
собственностью, деньгами насилием, угнетением, "естественное состояние"
человека. Это послужило поводом для насмешек Вольтера, писавшего: "Никогда
не было употреблено более ума на то, чтобы вселить в нас желание стать
животными; хочется ходить на четвереньках, читая ваш труд. Однако вот уже
более шестидесяти лет, как я потерял эту привычку и чувствую что мне, к
несчастью, не вернуться к ней; я оставляю этот естественный способ
передвижения тем, кто более достоин его, чем вы и я".
С. 62. Экклесиаст--книга, входящая в состав Библии, авторство которой
приписывается царю Соломону. Камю не принимает трактовки образа Дон Жуана,
исповедующего философию смирения, мудрого спокойствия на склоне лет.
Тирсо де Молина (настоящее имя Габриэль Тельес, 1583--1648) --испанский
драматург, автор более 400 комедий (до нас дошло 83). В 1600 г. принял
монашеский постриг, что не мешало ему писать светские произведения и
принимать участие в заседаниях Поэтической мадридской академии. Правда, в
1625 г. его едва не сослали в отдаленный монастырь за писание комедий,
несовместимых с монашеским званием. Наибольшую известность получила пьеса
"Севильский озорник, или Каменный гость", написанная предположительно между
1619 и 1623 гг. Впервые была напечатана в 1630 г. Образ Дон Хуана (Дон Жуана
во французском произношении) привлекал к себе многих писателей и драматургов
— Мольера, Гофмана, Пушкина, Кьеркегора и других. В созданном Камю в 1937
г. "Театре труда" игрался "Каменный гость" Пушкина.
С. 63. Оскар Владислас де Любич-Милош (1877--1939) — французский
писатель и поэт литовского происхождения. Начинал как поэт-символист,
позднее его творчество приобретает характер религиозного поиска Абсолюта, он
пишет ряд мистических произведений В пьесе "Мигель Маньара" (1913) речь идет
об одиноком, испытывающем раскаяние за содеянное Дон Жуане.
С. 66. Обитатель Сириуса. В "Микромегасе" Вольтера (1752) главным
героем является Микромегас (обитатель Сириуса), который, обладая огромными
размерами, рассматривает в микроскоп жителей Земли, с удивлением признает у
них наличие разума, ведет с ними философскую беседу. Вводя образ
инопланетянина, Вольтер дает возможность взглянуть на человечество со
стороны, посмеяться над его самомнением, над философскими и теологическими
предрассудками своего времени.
С. 67. Сигизмунд-- герой пьесы Кальдерона "Жизнь есть сон".
С. 69. Протей -- в греческой мифологии морское божество, обладающее
способностью принимать облик различных существ. Эта изменчивость облика,
постоянные трансформации божества еще в древнегреческой философии привели к
употреблению его имени для обозначения вечно обновляющейся, приобретающей
многообразные формы материи. В этом смысле Камю говорит о "торжестве Протея"
в театральном искусстве.
--382



Лекуярер, Адриена (1692--1730) — знаменитая французская актриса,
исполнительница ролей в драмах Расина, Корнеля, Мольера. Была похоронена не
по христианскому обряду, за пределами кладбища, что вызвало возмущение
Вольтера, написавшего поэму "Смерть мадемуазель Лекуврер". См. также:
Кандид. Гл. XXII.
С. 72. Величие завоевателя... Смысл этого слова не зря изменился --
Камю имеет в виду роман А. Мальро "Завоеватели", где главный герой романа
Гарин, принимающий участие в китайской революции, является воплощением той
жизненной установки, о которой пишет Камю. В этой главе "Мифа о Сизифе"
воспроизводится мироощущение и других героев романов Мальро 20--30-х гг.,
прежде всего "Удел человеческий", "Надежда".
Прометей, родоначальник современных завоевателей -- Прометей в
греческой мифологии — титан, благодетель человечества (по некоторым версиям
мифа — и создатель людей из воды и земли). У Эсхила "все искусства у людей
от Прометея", выкравшего огонь у богов для людей. За это титан был прикован
к горам Кавказа и мучим орлом, клевавшим его печень. Миф о Прометее,
герое-бунтаре, восставшем против богов, неоднократно воспроизводился в
европейской литературе — в этом смысле он используется и Камю:
"завоеватели" принимают участие в социальной революции, но в основе их
действий лежит "метафизический бунт". См. прим. к "Бунтующему человеку".
"Преодоление себя" -- в учении Ницше о воле к власти широко
используется термин "самопреодоление" (SelbstuberwindLing), то есть рост
власти над самим собой, преодоление боли и страдания, самоутверждение.
С. 76. Гора Елеонская -- в Евангелиях та гора, на которой находится
Гефсиманский сад (где Иисус Христос молился, чтобы, если возможно, миновала
его "чаша сия"), куда предавший его Иуда приводит "множество народа с мечами
и кольями, от первосвященников и старейшин народных", чтобы арестовать
Христа.
С. 77. Ему достаточно своей Абиссинии -- имеется в виду французский
поэт А. Рембо (1854--1891), который, будучи в расцвете сил и таланта, бросил
поэтическое творчество и, стремясь заработать побольше, уехал в качестве
торгового служащего в Абиссинию.
С. 79. "Этика" -- речь идет о произведении Спинозы (1677).
С. 81. и выпуске за декабрь 1876 года приведено рассуждение
"логического самоубийцы"--
Камю ошибается--это октябрьский выпуск "Дневника
писателя" за 1876 г. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1981.
Т. 23. С. 147--148.
С. 83. Как и во времена Прометея, они питаются слепыми надеждами --
от предвиденья избавил смертных... Слепые в них я поселил надежды" — Эсхил.
Прикованный Прометей, 272--274.
С. 84. Две цитаты могут проиллюстрировать полный метафизический
переворот, приводящий писателя к совершенно иным откровениям. Так как
рассуждения логического самоубийцы вызвали протесты критиков, в следующих
выпусках "Дневника" он развивает мысль и заключает: "Если убеждение в
бессмертии так необходимо для бытия человеческого (ибо без него следует
самоубийство), то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества,
а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует несомненно".

Здесь у Камю целый ряд неточностей. Во-первых, не совсем точна цитата:
слова в скобках ("ибо без него следует самоубийство") являются переносом
несколько измененного окончания предшествующей фразы: "Без убеждения же в
своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше,
гнилее, а потеря высшего смысла жизни (ощущаемая хотя бы лишь в виде самой
бессознательной тоски) несомненно ведет за собой самоубийство. Отсюда
обратное нравоучение моей октябрьской статьи: "Если убеждение в бессмертии
так необходимо..." {Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л., 1982. Т.
24. С. 49).
Таким образом, цитируемые Камю слова принадлежат октябрьскому выпуску
"Дневника писателя", но они воспроизводятся и комментируются в декабрьском.
Никакого "метафизического переворота" у Достоевского между двумя выпусками
не было. Столь же неверно связывать это предполагаемое Камю изменение с
"протестами критиков". Критика, на которую отвечал Достоевский в декабре,
имела вовсе не религиозный характер (подразумеваемый Камю) — напротив,
Достоевский отвечал русским нигилистам с их "чугунными понятиями". Поэтому
он развил те же самые мысли, что были в октябрьском выпуске, но уже в форме
"нравоучения", которого он не дал ранее лишь потому, что ему "показалось
стыдно предположить, даже в самом простодушном из читателей, столько
простоты, чтобы он сам не догадался о подкладке статьи и цели ее, о
нравоучении ее. Для меня самого цель была столь ясна, что я невольно
предполагал, что она ясна Для всякого" (там же. С. 46).
--383



фактически ошибки Камю связаны с его желанием зачислить Достоевского в
ряды философов и писателей-"абсурдистов", с тем отличием, что Достоевский
непоследователен, совершает религиозный "скачок" в результате
"метафизического переворота" Отсюда же стремление Камю отождествить
воззрения Достоевского с воззрениями таких его героев, как Кириллов и Иван
Карамазов.
С. 85. Камю цитирует по второисточнику, ошибочно относя эти слова
Достоевской; к "Братьям Карамазовым". На деле Достоевский пишет это в связи
с так и не написанным им романом "Житие великого грешника" (письмо Майкову
от 25.03.1870).
С. 90. Сизиф -- в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты.
Камю воспроизводит (текстуально близко к словарю "Лярусс") ряд
мифологических сказаний о Сизифе, но опускает то, что традиция рисовала
Сизифа хитрым стяжателем, корыстолюбивым разбойником, который убивал
путников, придавливая их огромным камнем (отсюда и наказание в Аиде). Камю
отталкивается от другой традиции, которая, начиная с не дошедшей до нас
трагедии Крития, изображала Сизифа героем-богоборцем, противостоящим своей
хитроумностью произволу богов.
С. 91. Эдип -- в греческой мифологии царь фиванский, по неведению
убивший своего отца и женившийся на собственной матери. Узнав о содеянном,
Эдип выкалывает себе глаза и странствует по Греции в сопровождении дочери --
Антигоны. Камю пишет о "непомерной речи" Эдипа, говорящего "все хорошо", но
эта трактовка образа Эдипа в драме Софокла "Эдип в Колоне" является по
меньшей мере спорной. Скорее всего она связана с трактовкой образа Эдипа в
"Рождении трагедий" (гл. 9) Фридриха Ницше.
С. 93. Кафка, Франц (1883--1924) — австрийский писатель. Упоминаемые
Камю романпритча "Процесс" и рассказы "Превращение" и "В исправительной
колонии" опубликованы по-русски в издании: Кафка Ф. Роман. Новеллы. Притчи.
М., 1965. Роуа;; "Замок" опубликован в журнале "Иностранная литература"
(1988. No 1--3).
ПИСЬМА НЕМЕЦКОМУ ДРУГУ
Камю принимал активное участие в Сопротивлении в группе "Комба",
издававшей подпольно одноименную газету, фактическое руководство которой в
1944 г. осуществлялось Камю. Но он был связан и с другими группами
Сопротивления, и первые два письма появились в журналах "Ревю либр" (1943.
No 2) и в "Кайе де Либерасьон" (1944. No 3). Третье и четвертое письма,
написанные для "Ревю либр", были опубликованы уже после войны.
Перевод выполнен И. Я. Волевич по изданию: Camus A. Lettres a un ami
allemand Р., GaUimard, 1948.
С. 101. Рене, Лейно (1910--1944)--друг Камю, сотрудник газеты "Комба".
В мае 1944 г. был задержан в Лионе, 13 июня 1944 г., перед отступлением
немцев из Лиона, был расстрелян гестапо.
С. 110. Обыгрывается немецкое "Gott mit uns"--"С нами Бог!"
С. 112. Изображая из себя защитников Рима-- после периода преследования
католиков в Германии, несмотря на конкордат с Ватиканом, нацистская
пропаганда стала изображать "новый порядок" как наследие христианско-римской
цивилизации. Такого рода пропаганда усилилась в 1943--1944 гг., когда шли
бои в Италии и когда потребовалось изображать нацистский режим как
"последний оплот" против большевизма.
С. 113. Зигфрид (Сигурд)--герой германо-скандинавской мифологии,
центральный персонаж первой части "Песни о Нибелунгах". Нацисты сделали из
Зигфрида (в версии Вагнера) символ победоносной немецкой нации. Такого же
рода пропагандистское присвоение образа относится и к Фаусту--вслед за
Шпенглером нацисты толковали о германской "фаустовской душе".
Камю совершил поездки в Австрию, Чехословакию и Италию в 1936--1937
гг.; они получили отражение в его ранних произведениях — "Изнанка и лицо",
"Бракосочетания"
С. 115. Оберманн--герой одноименного автобиографического романа в
письмах Этьена Пивер де Сенанкура (1770--1846).
--384



БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК


Работу над книгой Камю начал задолго до ее завершения и публикации. Уже
в
1943-- 1944 гг. появляются первые наброски, в частности опубликованная в
1945 г. статья "Заметки о бунте", вышедшая в сборнике "Экзистенция".
Отдельные проблемы поднимаются и в публицистике второй половины 40-х гг.,
прежде всего в цикле статей в газете "Комба", озаглавленном "Ни жертвы, ни
палачи". К тому же роман "Чума" и пьеса "Праведники" прямо связаны с
тематикой "Бунтующего человека". В особенности пьеса, героями которой
являются террористы эсеровской "боевки". Камю прорабатывает большую
литературу: груды тех мыслителей, которые им рассматриваются, философские
исследования, исторические труды о революционном движении. Например, его
оценка гегелевской философии, марксизма и русской революции в известной
степени зависят от работы К. Поппера "Открытое общество и его враги" и книги
Н. А. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма". Но ссылки на источники
редки, иногда цитаты приводятся по второисточникам, что затрудняет их
атрибуцию.
К написанию книги Камю приступает в феврале 1950 г. Через год, 27
февраля 1951 г., он пишет своему другу поэту Рене Шару: "Вот уже месяц я
работаю без перерыва. Полнейшее одиночество, напряжение всей воли, чтобы
закончить работу, заставляют меня не вставать из-за письменного стола по
десять часов в день. Я надеюсь закончить к 15 марта. Роды долгие, трудные, и
мне кажется, что ребенок будет уродцем. Эти усилия довели меня до
изнеможения". Хотя основной текст был завершен даже чуть раньше
установленного самим Камю срока, работа продолжалась. Отдельные главы — о
Ницше и Лотреамоне — были опубликованы в журналах до выхода книги, но Камю
продолжал "шлифовать" текст. Сохранившиеся гранки с исправлениями Камю (Камю
подарил их Шару) свидетельствуют об огромной работе, проделанной Камю при
подготовке книги.
Полемика по поводу книги началась еще до ее появления. Опубликованные в
журналах отдельные главы вызвали критику А. Бретона, взявшего "под защиту"
Лотреамона и сюрреалистов. Камю дважды отвечал на нее письмами в журнал
"Арт". После выхода книги в ноябре того же года она оказалась в центре
внимания средств массовой информации. Критику со стороны анархиста Леваля,
оправдывавшего Бакунина, Камю частично принял и даже внес небольшое
исправление в текст последующих изданий. На критику коммунистов в "Юманите"
и "Нувель критик" Камю не стал бы даже отвечать, не получи она одобрения в
журнале некоммунистическом — "Обсерватер". К такой критике он мог себе
позволить относиться с известной иронией: его обвиняли не больше и не меньше
как в пропаганде террористических актов против советского руководства (а
затем и против миллионов коммунистов), в том, что он "поджигатель войны"
(хотя незадолго до этого его бранили за пацифизм); говорилось и об
"американских деньгах". Словом. набор ругани был обычным, и Камю возмутили
не сами эти вздорные обвинения, а сходная реакция в кругах интеллектуалов,
принадлежащих к так называемой "прогрессивной левой". Окончательный разрыв с
нею произошел после публикации в журнале Сартра "Тан модерн" критической
статьи Ф. Жансона. Камю отвечал крайне резко, на что получил и предельно
жесткую отповедь Сартра. Разрыв этот, впрочем, назревал давно и произошел бы
раньше или позже и без полемики по поводу "Бунтующего человека". Достаточно
напомнить, что Сартр в это время опубликовал пьесу "Дьявол и Господь Бог", в
конце которой герой пьесы говорит: "Вот начинающееся царство человека... я
буду палачом и мясником". Так что разрыв был неизбежен.
Как вспоминал Камю впоследствии, "эта книга наделала много шума и
принесла мне куда больше врагов, нежели друзей (по крайней мере первые
кричали громче вторых). Как и все в мире, я не люблю иметь врагов. И все же,
если бы мне пришлось писать книгу заново, я написал бы ее такой, как она
есть. Из всех моих книг она мне особенно дорога".
Перевод "Бунтующего человека" выполнен Ю. М. Денисовым (с начала и до
главы "Богоубийства") и Ю. Н. Стефановым (с главы "Индивидуальный терроризм"
и до конца) по изданию: Camus A. L'Homme revolte. P., GaUimard, 1951.



Введение С. 120. "Грозовой перевал"--роман английской писательницы Э.
Бронте (1818--1848).

Бунтующий человек


С- 128. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях--лозунг,
провозглашенный во время гражданской войны в Испании Пасионарией — Долорес
Ибаррури.
С. 129. Анализ бунта приводит по меньшей мере к догадке, что
человеческая природа действительно существует, подтверждая представления
древних
греков и отрицая постулаты современной философии — Камю ведет здесь
(и на протяжении всей книги) спор
13 Альбер Камю
--385



с экзистенциализмом Сартра, согласно учению которого у человека нет
природы, некой предустановленной сущности: "существование предшествует
сущности", акт выбора, проект человека определяют, каков человек. Камю
относит бунт к универсальной человеческой природе, что соответствует
представлениям древних греков и расходится с философией экзистенциализма.
С. 130. L'homme du ressentirnent — "Человек озлобленный" — таков
французский перевод книги немецкого философа М. Шелера (см. прим. к "Мифу о
Сизифе"). Центральное место в этой книге, публиковавшейся по-немецки под
различными заглавиями, занимает анализ ницшеанского понятия "Ressentirnent".
Это французское слово, буквально переводимое как "злоба, злопамятство",
совмещает целый ряд смысловых оттенков — зависть, мстительность, ревность,
злопыхательство и т. д. В книге Шелера дано феноменологическое описание
этого чувства, но главное место занимает полемика о Ницше. Последний видел в
Ressentirnent мстительную злобу слабых, объявляющих порочными недоступные им
витальные ценности. Нужда провозглашается добродетелью, жизненные ценности
осуждаются как греховные, поэтому Ницше считает священника тем типом
человека, для коего наиболее характерна мстительная злоба. Шелер согласен с
Ницше в оценке Ressentirnent как чувства, характерного для низших слоев
общества, мечтающих из зависти низвергнуть все высшее, но он ведет с Ницше
спор по поводу духовных ценностей христианства. Шелер видит в христианстве
вершину духовной силы, а злопамятство считает главным источником
"современного гуманитаризма", светской морали, социальных движений, ставящих
своей целью достижение равенства. В этом смысле для него нет разницы между
буржуазией и пролетариатом: гуманитаризм переворачивает традиционные
ценности с ног на голову, подчиняет высшее низшему--это бунт рабов в морали,
универсализация рабских ценностей (см.: Scheler М. L'homme du ressentiment.
Р., 1970. Р. 125--126). Камю оспаривает именно эти положения Шелера: бунт
проти;. рабства, против неравенства имеет своим истоком не мстительную злобу
отверженною.. но стремление к утверждению всеобщей ценности свободы.
С. 131. Воспитатель Эмиля-- имеется в виду Ж. Ж. Руссо, автор романа
"Эмиль, или О воспитании" (1762), в котором изложены философские и
педагогические идеи Руссо

Метафизический бунт


С. 138. Эсхил (525--456 до н. э.) — великий греческий драматург,
родоначальник трагического жанра. Из огромного литературного наследия до нас
дошло только семь произведений, в их числе самое известное — "Прикованный
Прометей", первая пьеса трилогии, в которую входили также "Прометей
освобожденный" и "Прометей-Огненосец". Согласно одному из греческих мифов,
Прометей похитил с неба огонь Зевса и передал его людям, за что и несет
наказание. Позднейшая версия мифа приписывает ему создание людей из глиняных
фигур, в которые он вдохнул жизнь. У Эсхила Прометей научил людей
общественной жизни, изобрел разные науки: Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел...
Они глаза имели, но не видели, Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля.
Камю не случайно постоянно возвращается к образу титана-богоборца: этот
образ неоднократно использовался в литературе и искусстве как символ и
"метафизического бунта", и социальной революции (см.; Лосев А. Ф.). Проблема
символа и реалистиче ское искусство. М., 1976. Гл. VII).
С. 139. Платон. Соч. М., 1968. Т. 1. С. 306. "Горгий", 484 а. "Платон
предвосхищает в Калликле вульгарный тип ницшеанства..." — в диалоге Платона
"Горгий" выведен молодой афинский аристократ Калликл, ученик и приятель
софистов. В известном смысл! можно считать Калликла (и некоторых
платоновских софистов--Пола, фрасимаха) предшественниками Ницше. В данном
случае Камю имеет в виду слова Калликла о том. что законы устанавливаются
слабосильными, которые составляют большинство, дабы запугать тех, кто
способен над ними возвыситься: "Но сама природа... провозглашает. что это
справедливо — когда лучший выше худшего и сильный выше слабого" ("Горгий".
483d). Сильному позволено природою сбросить с себя оковы закона и обычая;
большинство же приручает этих прирожденных господ "заклинаньями и ворожбою",
внушая, что все должны быть равны "и что именно это прекрасно и
справедливо". За этими словами следует приводимый Камю отрывок из речи
Калликла: справедливость природы просияет вместе с захватом власти
сильнейшими.
Эпикур и Лукреций. Эпикур (341 --270 до н. э.) — древнегреческий
философ-материалист, основал в Афинах свою школу ("Сад Эпикура") в 306 г. до
н. э. Тит Лукреции
--386



Кар — римский поэт I в. до н. э., последователь Эпикура, автор
философской поэмы "О природе вещей".





С. 140. Подобно Эпиктету и Марку Аврелию-- Камю сравнивает воззрения
эпикурейца Лукреция с учениями представителей другой школы античной
философии — стоицизмом Эпиктета (50--130) и императора Марка Аврелия
Антонина (121--180).
Альфред де Виньи (1797--1863) — французский писатель и поэт.
С. 141. Клинамен--случайное, спонтанное отклонение атомов. Главное
отличие атомистического учения Эпикура от атомизма Демокрита заключалось в
признании Эпикуром тяжести как причины движения. Но если атомы падают в
пустоте под действием тяжести, то они движутся параллельно, их траектории не
пересекаются. В таком случае становится невозможным их столкновение и
образование составных тел. Эпикур вводит в картину мира случайное отклонение
атомов от прямой линии (клинамен), что и обусловливает столкновения.
Детерминизм Демокрита тем самым ограничивается, но причинность не
отвергается.. Лукреций отмечает, что причина отклонения не внешняя, как в
случае столкновения атомов, а внутренняя, заключенная, как и сила тяжести, в
самих атомах.
Moenia mundi -- городские стены, пределы мира. Строго говоря, в
эпикуреизме нет учения о пределах мира: он бесконечен, пребывает в вечном
движении. Эпикур характеризуется Лукрецием как философ, который
Силою духа живой одержал он победу и вышел
Он далеко за предел ограды огненной мира, По безграничным пройдя своей
мыслью и духом пространствам. Камю имеет в виду ограниченность человеческого
мира в учении эпикуреизма. Каждой конечной вещи установлен предел, в том
числе и нашему миру: Там же с теченьем времен и стены великого мира,
Приступом взяты, падут и рассыплются грудой развалин
("О природе вещей", 11, 1144).
Лукреций <о первом преступлении религии", о неповинной крови
Ифигении,
говорит: ...Но, напротив, религия больше И нечестивых сама и
преступных деяний рождала. Было в Авлиде ведь так, где жертвенник Тривии
Девы Ифианассиной был осквернен неповинною кровью
("О природе вещей", I, 83--86).
Ифианасса--вариант имени Ифигении, дочери аргосского царя Агамемнона,
которую собирались принести в жертву Артемиде греческие воины, чтобы
умилостивить богиню и продолжить плаванье к Трое, которому препятствовал
ветер. Лукреций опускает то, что у Гомера девушка подменяется ланью на
алтаре самой Артемидой, не принимающей человеческого жертвоприношения.
Лукрецию важно было подчеркнуть жестокость и преступность религии.
С. 142. Цит. по: Лукреций. "О природе вещей", I, 63--79.
К последним строкам поэмы Лукреция Камю обращался ранее в романе
"Чума": Капища все, наконец, святые богов бездыханной
Грудою тел переполнила смерть, и, завалены всюду
Трупами доверху, все небожителей храмы стояли
Там. где пришельцев толпу призревали служители храмов, Ни почитанье
богов, ни веления их в это время
Не соблюдались уже: отчаянье все ниспровергло.
Янсечизм -- религиозное течение в католицизме XVII--XVIII вв.,
осужденное несколькими папскими буллами и преследуемое королевской властью
во Франции. Название данного течения восходит к голландскому теологу Янсению
(1585--1638), проповедовавшему строгое этическое учение и развивавшему
близкие протестантизму идеи о предопределении. Янсенизм привлек к себе
многих выдающихся мыслителей и писателей XVII в.-- Арно, Расина, Паскаля,
который провел последние годы своей жизни в аббатстве Пор-Ройаль, центре
янсенизма.
Lama sabactani--"А около девятого часа возопил Иисус громким голосом:
Или, "ЛИ, -"ама савахфанй? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего
Ты Меня оставил?"
С- 143. Гностицизм--религиозно-философское движение поздней античности,
в котором соединялись отдельные положения греческой философии и различных
восточных религий, --387



прежде всего иудаизма и христианства. Для гностицизма характерны
дуализм доброго и злого начал, пессимистический взгляд на мир, подчиненный
злу, и учение о спасении как особого рода знании ("гнозисе").
Валентин (II в. н. э.) — основатель одной из гностических сект, учил в
Риме с 136 по 165 г. Согласно учению Валентина, существует 30 эонов,
последним из которых является София (Мудрость). Первый зон — "Бездна"
(Бюфос), нерожденная монада, беспредельный, невыразимый, трансцендентный
бог, ничего не знающий о мире и не вмешивающийся в его дела. Грех Софии --
попытка проникнуть из любопытства в божественную "бездну", за что она
наказывается падением. Хотя сама она не выходит за пределы божественной
полноты бытия — Плеромы, но, соединившись с желанием, она порождает
Демиурга, отождествляемого с ветхозаветным Яхве. Для искупления греха Софии
всеми зонами порождается Спаситель-Христос, соединяющийся с
человеком-Иисусом, чтобы создать звездное царство — "Кеному" — по образу и
подобию высшего царства и принести людям спасительное знание.
Маркион (85--160) — гностик, основавший после отлучения его
христианской общиной свою собственную церковь, существовавшую вплоть до
конца IV в. Маркион признавал только Новый завет (Евангелие от Луки и
Послания an. Павла), отвергал Ветхий завет и его Бога-отца как злого
Демиурга.
Гностицизм заранее хотел избегнуть августинизма -- Весь отрывок о
гностицизме, как греко-христианской реакции против иудаизма, является
кратким воспроизведением нескольких глав юношеской диссертации Камю
"Христианская метафизика и неоплатонизм". В раннем, евангелическом
христианстве Камю находит прежде всего страх смерти, надежду на спасение,
которая расходится с миром гармоничной греческой мысли. Гностицизм, будучи
порождением греческого мышления, оказывается у Камю примиряющим противоречия
учением. Проблема зла снимается интеллектуальным познанием. в то время как
для Августина разум бессилен без веры, любое человеческое стремление
ничтожно без благодати. Поэтому в раннем христианстве и в августинизме Камю
видел истоки бунта, экзальтированный порыв, отказ от греческого идеала меры
и безмятежности. Вместе с христианством мы вступаем в историю греха и
искупления, жажды Града небесного, который и становится градом земным в
европейском нигилизме.
Василид--александрийский гностик первой половины И в. Его сложная
космологии дошла до нас только в отрывках, приводимых опровергавшими ее
отцами церкви, Василид--сторонник докетизма, то есть воззрения, согласно
которому реального телесного воплощения Христа не было: рождение, земное
существование и смерть Христа суть кажимости. Земное бытие в целом греховно
и обречено на страдания, и в этом смысле грешниками являются и мученики, и
человек-Иисус — всякое страдание есть наказание за грехи.
Штирнер, Макс (настоящее имя Каспар Шмидт, 1806--1856) — начинал свою
философскую деятельность как младогегельянец, в 1845 г. выпустил книгу
"Единственный и его собственность", в которой развивал идеи крайнего
индивидуализма и анархистского бунтарства. Любые социальные нормы и ценности
были объявлены "призраками" — индивид полностью свободен от каких бы то ни
было ограничений.
С. 144. Маркиз де Сад, Донатьен Альфонс Франсуа (1740--1814)
--французский писатель. За многочисленные вызывающе аморальные деяния
находился в заключении с 1778 по 1790 г. сначала в замке Венсенн, потом в
Бастилии. Написал в тюремной камере ряд романов ("Сто двадцать дней Содома"
и др.). Отвергнутый аристократическим обществом и собственной семьей, Сад
становится республиканцем, активно участвует в революции, но не принимает
террора якобинцев и обвиняет их в "бесчеловечности" вопреки собственной
философии. В декабре 1793 г. он под арестом, ожидает казни, выходит на
свободу после свержения якобинцев, выпускает в 1795 г. свое главное
произведение "Философия в будуаре", в котором, наряду с описанием оргии,
содержится брошюра "французы, еще одно усилие, если вы хотите стать
республиканцами". При Наполеоне, в 1801 г., Сада помещают в сумасшедший дом
Сен-Пелажи (потом в Шарантон), где он ставит пьесы, в которых играют
постояльцы сумасшедшего дома. Имя маркиза стало нарицательным — садизмом
называется, во-первых, сексуальное извращение, когда наслаждение доставляет
причинение боли партнеру, а во-вторых, удовольствие от актов жестокости, как
таковых, насилия вообще.
Калло, Жак (1592--1635) — французский художник и гравер.
С. 145. Вольнодумства вплоть до аббата Мелье и Вольтера. Вольнодумцами
(либерти нами) называли представителей враждебного католической церкви,
религии вообще идейного течения во Франции в XVII в. К нему относят таких
писателей и поэтов, как Т. де Вио, Сирано де Бержерак, Ш. де Сент-Эвремон.
Свободомыслие либертинов было
--388



1


одним из источников идеологии Просвещения, поэтому Камю относит к
вольнодумству (либертииажу) аббата Мелье и Вольтера. Ж. Мелье (1664--1729)
— французский мыслитель, незадолго до смерти написал "Завещание", в котором
развивает материалистические и атеистические воззрения, из которых делает
радикальные социально-политические выводы в духе утопического социализма.
Отрывок из "Завещания" был опубликован Вольтером в 1762 г., полный
текст--лишь в 1864 г. Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694--1778)
— французский писатель, философ, историк, публицист. В своих художественных
и публицистических произведениях подвергал критике феодальные отношения,
деспотизм, выступал против нетерпимости, религиозного фанатизма, ханжества.
Хотя Вольтер, будучи деистом, не отвергал бытия Бога, он выступал против
политической и идеологической власти церкви.
С. 146. Пари Паскаля-- известен так называемый аргумент-пари Паскаля в
пользу существования Бога. Паскаль предлагает держать пари, взвесив шансы
"за" и "против", как в азартной игре, делая ставку на то, чего можно "меньше
всего проиграть": "Взвесим выигрыш и проигрыш в случае, что Бог есть ...если
вы выигрываете, то выигрываете все, если проигрываете, то не теряете ничего.
Без колебаний держите пари за то, что Бог есть", поскольку, если вы
поставите на то, что Бога нет, то ничего не выиграете в земной жизни, но
проиграете загробную жизнь.
С. 147. Клоссовский, Пьер (о. 1905) --французский писатель, переводчик
Светония и Вергилия, автор романов и работ о Саде и Ницше.
С. 148. Нодье, Шарль (1780--1844) — французский писатель, в салоне
которого — центре литературной жизни Парижа — собирались романтики в 20-е
гг. прошлого века.
С. 149. Моральный бланкизм -- исторически бланкизм связан с
деятельностью французского революционера Луи Огюста Бланки (1805--1881),
руководителя нескольких тайных социалистических организаций. В более широком
смысле — это попытка свержения существующей власти путем заговора небольшой
группы революционеров, заговорщическая деятельность вообще.
С. 154. "Потерянный рай"--поэма Джона Мильтона (1608--1674) --
английского поэта и публициста, принимавшего активное участие в политической
жизни Англии, выступавшего на стороне пуритан против монархии. Изгнанный со
службы после реставрации королевской власти, он посвятил себя поэзии. В 1667
г. вышел его "Потерянный рай", центральным персонажем которого является
Сатана, представленный как метафизический бунтарь.
Блейк, Вильям (1757--1827)--английский поэт и художник. В романтической
поэзии Блейка христианская мораль, ценности и нормы буржуазного общества
подвергаются беспощадной критике. В "пророческих книгах" Блейка им создана
мифологическая эпопея, охватывающая судьбы мира и человечества от их
сотворения через грехопадение и тысячелетние страдания до грядущего
освобождения и "Нового Иерусалима". Подобно Мильтону, бунт Сатаны
рассматривал как метафизический (см.: Блейк В. "Бракосочетания Ада и Рая".
Поэзия английского романтизма. М., 1975).
С. 155. Мелвилл, Герман (1819--1891)--американский писатель, автор
философского романа "Моби Дик, или Белый Кит".
С. 156. Лорензаччо--герой одноименной исторической драмы Альфреда де
Мюссе; Ган Исландец — герой одноименного романа В. Гюго.
Ле Пуатвен, Альфред (1816--1848) — французский романтик, близкий друг
Флобера.
Борель--Петрус Борель д'0трив (1809--1859) --французский писатель,
выступал под псевдонимом Ликантроп ("человек-волк"). Черный юмор, имморализм
Бореля стали предметом исследования Бодлера.
с- 157. Кено, Раймон (1903--1976) — французский писатель, в
20-е гг. участник сюрреалистического движения.
Шарль Бодлер писал о дендизме в книге "Поэт современной жизни".
t-. 158. Прево д'Экзиль, Антуан Франсуа, аббат (1697--1763)
--французский писатель, автор многочисленных романов (наиболее известный --
"История кавалера де Грие и Манон Леско"). Камю имеет в виду многотомный
роман "Английский философ, или история Кливленда, незаконного .сына
Кромвеля, им самим написанная" (1731--39).



--389





Ласенер, Пьер-Франсуа (1800--1836) --знаменитый преступник, о котором
Бодлер упоминает в "Салоне 1846 г.": "Предсмертный вызов известного
преступника, бунтаря со здоровым телом и ясным духом, чья свирепая отвага не
склонила голову даже перед машиной, олицетворяющей высшую кару!" {Бодлер Ш.
Об искусстве. М., 1986. С. 129).
Местр, Жозеф Мари де (1753--1821) — граф, французский католический
философ, публицист, политический деятель. В 1802--1817 гг. был посланником
сардинского короля в Санкт-Петербурге, где и были написаны основные его
сочинения, в том числе "Петербургские вечера". (1821. Т. 1--2), В философии
истории Де Местр — сторонник провиденциализма; для политических воззрений
характерно превознесение социального порядка (отсюда и апология палача как
вершителя порядка). Был одним из ведущих идеологов клерикально-монархической
реставрации в Европе 1814--1848 гг.
С. 159. Племянник Рано--герой произведения Дидро "Племянник Рамо",
действительно существовавшее лицо, Жан-Франсуа Рамо, которого называли
"племянником Рамо", чтобы отличить от его дяди-- крупнейшего представителя
классицизма в музыке--Жана-Филиппа Рамо. Племянник Рамо был известен своей
беспринципностью, беспорядочным поведением. В диалоге Дидро он предстает как
циник, высмеивающий и все вокруг, и себя самого, ошеломляющий философа
"такой проницательностью и вместе такой низостью, чередованием мыслей столь
верных и столь ложных, столь полной извращенностью всех чувств, столь
бесконечной гнусностью и вместе с тем столь необычной откровенностью".
С. 160. Несправедливость по отношению к Марфе-- вероятно, имеется в
виду известное евангельское противопоставление Марфы и Марии, где Иисус
укоряет Марфу: "Ты заботишься и суетишься о многом, А одно только нужно.
Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк: 10, 41--42).
Традиционно этот упрек интерпретировался как превосходство созерцательной
жизни над активной, веры над делами.
С. 170. Декаданс--понимался Ницше не только как совокупность явлений в
культуре конца XIX в.-- литературно-художественный декаданс есть порождение
нигилизма, умственного и физического вырождения "высших людей". Декаданс --
это победа слабых над сильными, триумф "рабской морали", хаотическая
спутанность инстинктов и страстей. Вместо того чтобы действовать, декадент,
жертва излишней чувствительности, стремится избавиться от страданий в
опьянении или с помощью наркотиков; но страдания может уменьшить и
"искусство для искусства". В обоих случаях мы имеем дело одним феноменом
вырождения европейской творческой элиты. Декаданс понимается Ницше и как
физиологическое вырождение, и как стремление к социальным реформам. Декадент
желает уменьшить страдания, и начинаются демократические, социалистические,
феминистские движения; в мстительной злобе декадент становится aнapxиcтом
разрушителем общества, каковое он считает "несправедливым".
С. 171. Для Ницше, как и для Толстого, Христос--не бунтовщик.-- Ницше
был знаком с книгой Л. Н. Толстого "Моя религия", вышедшей в 1885 г. во
французском переводе, где ключ ко всему христианству Толстой видит в словах
Христа о непротивлении злу насилием, а все позднейшее христианство
рассматривается как отход от этой заповеди. Ницше в "Антихристе"
("Антихристианине") говорит о непротивлении злу как о "глубочайшем слове
Евангелия", в некотором смысле "ключе к нему". Христос проповедовал
всепрощение, а не бунт; как "бунт рабов" христианство начинается, по Ницше,
с общины первых христиан ("вновь вышло наружу самое неевангельское из чувств
— мстительность") и получает окончательный вид у Павла, "величайшего из
апостолов мщения" (см.: Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов. М., 1989).
По Ницше, не вера, а творчество в широком смысле является заветом
Христа. В таком случае история христианства представляет собой лишь долгий
путь предательства этого Евангелия --
Камю не совсем точно передает мысль
Ницше. Если историю христианства Ницше действительно считал предательством
Евангелия, то он никоим образом не полагал Иисуса проповедником творчества.
Напротив, Ницше находит у Христа болезненную чувствительность ко всякой
реальности ("любое прикосновение действует слишком сильно"), бегство от нее
во внутренний мир. "Страх перед болью, даже перед бесконечно малой величиной
боли-- может ли окончиться чем-то иным, нежели религия любви..."
(Антихристианин, § 30).
Термин "нигилизм" (от лат. nihil — "ничто") Ницше, предположительно,
позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который, в свою очередь,
отталкивался от "Отцов и детей" Тургенева. У Ницше нигилизм означает потерю
всех ценностей, что ведет к декадансу, вырождению человечества. Нигилизм --
неизбежное следствие христианства, "удвоения мира", противопоставления
дионисийскому потоку жизни вечных и неизменных моральных ценностей--сначала
в философии Сократа и Платона, затем
--390



в христианстве ("платонизме для стада"). Христианство постепенно
разлагается, а вместе с тем утрачивается смысл человеческого существования:
"Высшие ценности обесцениваются. Нет цели, нет ответа на вопрос: "Зачем?"
(Воля к власти, II, 43). Появляются различные варианты "пассивного
нигилизма" - философия Шопенгауэра, "европейский буддизм", декаданс.
Социализм для Ницше есть одно из проявлений декаданса. Собственный "активный
нигилизм", учение о воле к власти, вечном возвращении и сверхчеловеке
противопоставляется Ницше "пассивному нигилизму".
С. 174. Amor fati--любовь к судьбе; odium fati--ненависть к судьбе.
С. 175. Эмпедокл, бросившийся в кратер Этны -- Эмпедокл из Акраганта (V
в. до н. э.) — древнегреческий философ и поэт. Существует несколько версий
его кончины, самой популярной (хотя и не самой достоверной) из которых
является его торжественное самосожжение в огненном жерле вулкана.
Но имя Диониса обессмертили лишь письма к Ариадне, написанные философом
в состоянии безумия
— образы древнегреческой мифологии — Дионис. Лабиринт,
Тесей, Ариадна использовались Ницше для передачи главных идей своего учения,
и в то же самое время они имели для него личный смысл. Ариадна
ассоциировалась с Козимой Вагнер, последние, уже безумные письма, в том
числе и к "Ариадне", Ницше подписывал "Дионис" (иногда "Распятый Дионис").
Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа, 1475--1507) — сын папы Александра VI,
восславленный Макиавелли политический деятель, честолюбивым замыслам и
кровавым преступлениям которого положила конец смерть Александра VI,
отравившегося приготовленным для гостей ядом. Ницше считал неосуществившейся
возможностью Ренессанса занятие папского престола Цезарем Борджиа, то есть
разложение христианства изнутри и полное преображение Европы. Парсифаль --
герой средневековых поэм о Св. Граале; в данном случае имеется в виду герой
музыкальной драмы Р. Вагнера, в которой воплотились христианские по духу
идеи Вагнера о самоотречении, уходе от мирских желаний. Ницше расценивал
позднее творчество Вагнера, в котором соединялись романтизированное
христианство и германский национализм, как лицемерие и проявление декаданса.
Цезарь Борджиа сам по себе не слишком хорош, но он реализует свою волю к
власти, а не уходит от мира, не отрекается от жизни, как Парсифаль.
С. 176. Розенберг, Альфред (1893--1946) --ведущий теоретик
национал-социализма, автор труда "Миф XX века". Был министром по делам
оккупированных "восточных территорий", казнен по приговору Нюрнбергского
трибунала.
С. 180. Готорн (Хоторн), Натаниэл (1804--1864) --американский писатель.
Лотреамон (настоящее имя Изидор Дюкасс, 1846--1870) — автор "Песней
Мальдорора", оказавших значительное влияние на европейскую поэзию XX в.,
-прежде всего на сюрреализм.
С. 182. Вланшо, Морис (р. 1907) --французский писатель, философ,
литературовед, автор работ о Лотреамоне, Саде, Малларме, Кафке, Рильке и
других писателях.
С. 184. Конфуций, Будда-- Конфуций (Кун фу цзы ок. 551--479 до н. э.)
--древнекитайский мыслитель, основатель наиболее влиятельной школы китайской
философии, превратившейся на рубеже нашей эры в своеобразную религию. Будда
(ок. 536-- 480 до н. э.)-- имя, данное индийскому принцу Гаутаме Сиддхарте,
создателю философского учения об "освобождении" и нирване, которое в
дальнейшем приобрело черты религиозной доктрины — буддизма.
С. 185. Фантазио-- герой одноименной комедии А. де Мюссе.
С. 188. Сюрреализм surrealisme--букв. "сверхреализм")--авангардистское
направление, возникшее в начале 20-х гг. во Франции, оказавшее влияние на
литературу, живопись, скульптуру, театр, кинематограф. Продолжая традиции
романтико-анархического бунтарства против буржуазной цивилизации, сюрреализм
провозглашал своей целью изменение мышления, чувствования, общественного
уклада путем освобождения интуиции, сил бессознательного от власти
интеллекта и связанного с ним "буржуазного миропорядка".
Арагон, Луи (1897--1982) — французский писатель, политический деятель.
Начинал как сюрреалист, после вступления в ФКП считал себя "социалистическим
реалистом". Автор многочисленных романов, поэтических и публицистических
работ.
--391



Дадаизм (от франц. dada, в переносном смысле — бессвязный детский
лепет) авангардистское направление в литературе и в живописи, сложившееся в
Швейцарии во время 1-й мировой войны. В 20-е гг. французские дадаисты
переходят к сюрреализму.
Бретон, Андре (1896--1966) — французский поэт, ведущий теоретик
сюрреализма. Принимал активное участие в политической жизни в конце 40-х
гг., вместе с Камю, Сартром и другими "левыми интеллектуалами" выступал на
митингах, подписывал воззвания и т. п. В октябре 1951 г. Бретон опубликовал
открытое письмо в журнале "Арт", затем дал интервью, в которых подверг
критике трактовку Камю творчества Лотреамона и сюрреализма.
С. 189. Ваше, Жак--дадаист, покончил с собой в 1919 г. Кровель. Рене
(1900-- 1935), Рига, Жак (1898--1929) — писатели-сюрреалисты, также
покончившие жизнь самоубийством.
Нозьер, Виолетта-- преступница, была приговорена к смертной казни в
1929 г. за отравление.
Жарри, Альфред (1873--1907) — французский поэт, писатель, драматург.
С. 190. Уолпол, Хорас (1717--1797) — английский писатель, автор
готического романа "Замок Отранто" и трагедии "Таинственная мать".
Гельвеций, Клод Адриан (1715--1771) — французский философ-материалист.
С. 191. Навиль, Пьер--французский социолог, публицист и писатель,
участник сюрреалистического движения, троцкист.
Элюар, Поль (Эжен Эмиль Поль Грендель, 1895--1952) — французский поэт
участник первых сюрреалистических кружков. Активный участник Сопротивления,
г "1942 г. вступил в ФКП.
Каландра, Завис — чешский журналист и писатель, провел шесть лет в
гитлеровских лагерях, в 1952 г. ему был вынесен смертный приговор в ЧССР.
Знавший Каландр; Элюар не принял участия в кампании протеста против
приговора.
С. 192. Арто, Антонин (1896--1948) — французский поэт, актер,
театровед. В сере дине 20-х гг участвовал в сюрреалистическом движении, в
дальнейшем выступил ка" теоретик "театра жестокости".
Амиэль. Анри Фредерик (1821--1881)--франкоязычный швейцарский писатель
находился под влиянием пантеистического идеализма Шеллинга и Гегеля.
С. 193. Батай, Жорж (1897--1962) --французский писатель, философ.
Подлинная литература имеет, согласно Батаю, "прометеевский характер".
С. 194. Шар, Рене (р. 1907) — французский поэт, близкий друг Камю.
С. 197. Шамфор, Себастьян Рок Николя (1741--1794) --французский
моралист, автор "Максим и мыслей", "Характеров и анекдотов". Покончил с
собой во время якобинского террора. Один из любимых Ницше французских
писателей. Камю опубликовал в 1944 г вступительную статью к изданию "Максим"
Шамфора, в которой Шамфор характеризуется как "моралист бунта".

Исторический бунт


С. 199. Эти слова принадлежат герцогу де Лианкуру, они были ответом на
вопрос Лю довика XVI, узнавшего о восстании в Париже и взятии Бастилии: "Это
бунт?" — "Нет. сир, это не бунт, это — революция".
С. 200. Прудон, Пьер Жозеф (1809--1865) --французский философ и
экономист, т

Страницы

Подякувати Помилка?

Дочати пiзнiше / подiлитися