Евгений Комаровский. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников

страница №5

ся после
того, как ребенок начинает сидеть. Бассейн при поликлинике - другое дело,
но, как только Вы перестанете его посещать, навыки быстро угаснут. Поэтому
повторяю: уметь или не уметь в грудном возрасте плавать - вопрос не
принципиальный. Он определяется наличием свободного времени у родителей и
благосостоянием семьи. Решайте его сами, лишь бы Вам было удобно.
Скорее всего, Ваша семья - обычная семья. И не имеет средств на
индивидуальный бассейн и инструктора по плаванию. До 6-7 месяцев Вам и
Вашему ребенку домашней ванны вполне хватит. А после этого мы просто изменим
методику купания - наберем в ванну немного прохладной воды, на дно постелим
резиновый коврик, набросаем красивых игрушек, и ребенок будет ими играться
сидя или ползая, получая при этом закаливающий контакт с водой.
В любом случае и вне зависимости от возраста необходимо эпизодически
совмещать купание с мытьем. Для грудного младенца 2 раза в неделю вполне
достаточно, ну а для ползающего по квартире, может быть, придется и каждый
день.
Мытье ребенка, который купается в полной ванне, осуществляется
следующим образом. Перед окончанием купания необходимо взять пластмассовое
ведро и наполнить его водой - проще всего прямо из ванны зачерпнуть. Затем
при помощи детского мыла (шампуня) ребенок намыливается прямо в воде, можно
несколько раз и совсем не обязательны мочалки (мамины руки гораздо
приятнее). Вот и все. Один родитель поднимает ребенка, удерживая его под
мышками, а второй выливает сверху ведро воды.
Коль уж мы заговорили о конце купания, следует отметить: необходимо
всячески стремиться к тому, чтобы продолжительность процедуры была не менее
15 минут. Вполне возможно, что малыш будет капризничать, и Вы не сможете
определить, чего он хочет. Пробуйте, экспериментируйте. Меняйте температуру
воды и положение ребенка в воде, более активно перемещайте его в ванне,
может быть, он проголодался и надо в следующий раз изменить время купания
(купать не за час до еды, а через час после еды).
Поверьте: предвидеть все возможные проблемы нельзя. Но для решения
подавляющего большинства из этих проблем специального образования иметь не
надо.
Отметим, что если ребенку "положено" купаться 20 минут, а он продолжает
вести себя прилично - не плачет, дрыгается и т.д., - то не надо торопиться.
Но, коль скоро кому-то из участников процесса очень надоело - заканчиваем.

Так, например, сын моих приятелей в возрасте 4-х месяцев взял себе за
правило какать в ванне.80 А было это зимой, и горячей воды не
было. Поэтому готовились заранее, активно грея воду всеми возможными
способами. А он, через минуту после погружения... Ну и ничего: выкрутились -
надели на него трусы с резинками и держали наготове ведро с теплой водой,
чтоб сполоснуть.

По поводу детского крика в ванне позволю себе, тем не менее, два
практических совета.
1. Ситуация с температурой воды нередко складывается таким образом, что
конкретная температура - например, 28(, переносится ребенком неплохо и с
удовольствием. Но, непосредственно после погружения в воду, резкий контраст
температур вызывает отрицательные эмоции и минут 5 приходится успокаивать.
Можно поступить следующим образом: приготовить ванну с температурой для
ребенка приемлемой, допустим 32(, а, после благополучного и спокойного
погружения, форсировать скорость остывания воды. Например, сделать так,
чтобы в ванну постоянно тонкой струйкой бежала холодная вода. Этот прием
можно использовать и просто так, как компонент закаливающих процедур - для
активизации холодовых воздействий.
2. Без видимых причин ребенок в ванне систематически орет. До ванны не
орал, а в ванной орет! Почему? Однозначного ответа нет. Действия родителей
должны быть направлены на поиск оптимальных для конкретного ребенка условий,
сопутствующих процессу купания. Варианты:
* Изменить время суток. Купать, например, не поздним вечером, а вечером
ранним, или утром, или днем;
* Изменить время, по отношению к еде. Купать, например, не за час до
еды, а через час после еды;
* Изменить температуру воды, как правило, речь идет о том, чтобы
сделать воду более теплой.

1.6.8. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ КУПАНИЯ



Под мышки вынимаем ребенка из воды и накидываем ему на голову большую
пеленку - достаточно большую, чтобы завернуть малыша целиком. И в таком
виде, не вытирая его в ванной, отправляемся к нашему родному пеленальному
столику. Ребенку весьма не жарко, еще бы - мокрый в прохладной комнате! И
это очень хорошо - еще одна закаливающая процедура. На столике доводим кожу
до сухого состояния (промокать, а не вытирать!), особенно торопиться и
нервничать по поводу того, что замерзнет, не надо. Высушили? Теперь будем
обрабатывать. Для начала возьмем растительное масло - лучше всего
специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане
подсолнечное тоже вполне сгодится. Намочим вату и протрем все имеющиеся у
ребенка складки кожи в том, разумеется, случае, если там нет
повреждений.81 А их никогда не будет(!) - ежедневно купайте, не
кутайте и следите за температурным режимом детской комнаты. При наличии
опрелостей - используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите
половым органам. Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а
девочкам протрите ватой, смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель.
Направление движений - от лобка к попе - и не иначе! Если пришла пора,
подстригите ногти.
Теперь можно и запеленать (или надеть распашонку и ползунки). Осталась
голова. Главное (после купания, разумеется) - уши. Берем спичку, туго
наматываем на ее конец ватку, после чего ее со спички снимаем. Получается
плотная турунда конусообразной формы, и ее тонкий конец мы засовываем в
ушко. Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды. Удалять ватку не надо
до полного высыхания головки ребенка (часа 2-3 можно не трогать). Если вата
выпадает - наденьте тонкую шапочку, которая после ванны, наверняка, не
повредит малышу и очень поможет Вам быть еще спокойнее. Если во время
купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, - ничего с
носом делать не надо. Если не нырял и не чихал - все равно в носу (детском)
не ковыряйтесь. Лучше сделайте так, чтобы на следующий день он в ванне
несколько раз чихнул (нырните).
А теперь попробуйте поставить себя на место Вашего ребенка. Вы купались
в холодной воде, очень устали, а после процедуры малость продрогли в
прохладном воздухе комнаты. Но зато Вас насухо вытерли, тепло одели... Эх,
сейчас бы перекусить и на боковую...Так оно и будет. Однако до еды
желательно поносить малыша минут 15-20 в вертикальном положении, чтобы
скорее освободить желудок от воды, которую он в ванной глотнул.
Кормите и - спокойной ночи.
Бывают, правда, настолько активные "пловцы", что после ванны не имеют
сил даже на еду - скорее бы спать. Пусть уснет, не переживайте. В этом
случае ребенок, как правило, через 1,5-2 часа проснется со зверским
аппетитом, после утоления которого уснет крепко и надолго. Понятно, что
такого ребенка лучше купать часов в 9-10 вечера, как раз к полуночи Вы всей
семьей и выйдете на режим спокойного ночного сна.
Летом, помимо закаливания, ванна имеет еще одно положительное значение
- купание спасает ребенка от перегрева. И если малыш страдает от жары, то,
поверьте, после непродолжительного пребывания в прохладной воде (10-15
минут) он будет хорошо спать и заметно лучше есть. Я несколько раз
сталкивался с ситуацией, когда грудных детей купали 3-4 раза в день,
спасаясь от жары. Только не забудьте, перед летним плаванием хорошо ребенка
напоить (чтобы поменьше пил из ванны).
В заключение давайте рассмотрим печальную и, к сожалению, вполне
реальную ситуацию, характеризующуюся тем, что собственной ванны у Вас нет. В
этом случае придется все же покупать специальную детскую ванночку, лучше
пластмассовую - она и легче, и дешевле. Комната для купания значения не
имеет, лишь бы был чистый и прохладный воздух. Но постарайтесь набрать в
ванночку побольше воды, чтобы грудная клетка была погружена полностью.
Главное, что мы теряем, - это возможность активных движений ребенка, поэтому
он не может вырабатывать тепло и долго держать его в воде не получается.
Принципы и правила не меняются - кипятить воду не надо, уши мочить надо,
если доволен и хорошо себя ведет - не торопитесь вынимать. Нет никакой
надобности доливать теплую воду. Вполне можно и перевернуть на животик, и
"нечаянно" нырнуть. Правила вынимания из ванны и дальнейшей гигиенической
обработки прежние. В конце концов, зная, как надо купать в ванне большой, Вы
всегда сможете сообразить, как применить эту информацию к ванне маленькой.
И еще один момент. Бабушки, конечно же, расскажут Вам, что на дно ванны
обязательно надо положить пеленку, но не смогут объяснить почему. Объясняю:
в те времена, когда жили и мыли ребятишек бабушки Ваших бабушек, детей
купали в деревянных корытцах (похожих на то, что просил дед у золотой
рыбки). И, чтоб не поранить ребенка (щепки, занозы), на дно надо было
постелить кусок ткани. Правда, просто? А зачем в пластмассовой ванночке
пеленка, я не знаю. И никто не знает. Так можно договориться до того, что на
дно большой ванны будем укладывать простыню.

1.7. РОСТ И РАЗВИТИЕ, А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫЕ "МЕЛОЧИ", НЕДОСТОЙНЫЕ ОТДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ



"Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно."
Данте Алигьери

По мере того, как ребенок растет и развивается, родителей все в большей
степени волнует вопрос - а такой ли наш, как все? Ужасно, если у маминой
подружки имеется младенец аналогичного возраста, который чего-то там делает
такое, что наш еще не делает. Сразу возникает непреодолимое желание мчаться
к врачам в целях окончательного искоренения имеющихся "недостатков".
В этой связи первый совет:
не тратьте время и нервы на постоянное выискивание "неправильностей" у
собственного ребенка.

Поверьте: действительно серьезные болезни, при которых малыш не сможет
научиться ползать, сидеть или ходить, встречаются довольно редко.
Очень маловероятно, чтобы у Вашего ребенка вообще не появились зубы,
чтобы он всю жизнь предпочитал есть из соски, чтобы процесс ползания
доставлял ему больше радости, чем ходьба. Не суетитесь - всему свое время.
Но время это, в каждом конкретном случае, индивидуально. И не надо торопить
события - все научились и Ваш научится.
Вы лишь поймите главное - родители должны сделать все реально зависящее
от них
, чтобы оказать должное влияние на рост и развитие малыша.
А это -
правильный уход, рациональное вскармливание, массаж, гимнастика,
закаливание, свежий воздух.
И если у ребенка с рождения "что-то не так" (врожденные или
наследственные болезни, родовая травма, малый вес, аллергия и т.п.), то это
говорит только об одном - мероприятия, очень
желательные для ребенка
абсолютно нормального, при проблемах со здоровьем становятся
обязательными
.
Потому что для слабого и болезненного ребенка нарушение описанных выше
принципов ухода не просто вредно, а весьма опасно.

Слабому и болезненному невозможно прожить в условиях перегрева, без
постоянного пребывания на свежем воздухе, а купание для него - мощный
стимулятор, позволяющий стать таким же, как все. И витамин Д для него
нужнее, и цитрусовые с шоколадом опаснее, и ковры в комнате еще более
вредны.
Мне бы очень не хотелось рассказывать в этой книге про то, что и когда
должно с ребенком произойти. Психика родителей, особенно начинающих, штука
очень хрупкая, и я искренне боюсь, что Вы потратите свои последние нервы на
изучение так называемых "норм".
Поэтому добросовестно делайте то, что зависит от Вас. А все остальное:
заметить недостатки, своевременно поставить диагноз, направить на
обследование или консультацию, назначить соответствующее лечение - Вы не в
состоянии. Это вторая половина пути, которую может пройти только врач, но
при условии, что Вы преодолеете половину первую - будете являться в
поликлинику не тогда, когда захочется, а тогда, когда Вам будет назначено
прийти (в месячном возрасте, в 3 месяца, в 6 и т.д.). Еще раз обращаю
внимание: если чуть-чуть "не норма" - само пройдет. Если совсем "не норма" -
это не родители должны заметить, а врач. И он заметит обязательно, Вы только
предоставьте ему такую возможность.
Если же, по причине болезненной любознательности, Вы все-таки пытаетесь
самостоятельно определить "правильность", "своевременность" и "нормальность"
малыша, помните, что нельзя подходить к ребенку с позиций математика. Не
может быть однозначных норм - сколько обязательно должен съедать, сколько
обязательно должен весить, какой обязательно должен быть длины и т.д. Все
перечисленное важно, но не принципиально. Гораздо важнее другое: реакции на
окружающее, аппетит, сон, здоровье.
Очень многие сроки (когда начнет держать головку, сидеть, стоять,
ползать) зависят от системы воспитания, то есть от родителей. Если,
например, ребенок спит на животе, то головку он держит раньше в сравнении с
малышом, спящим на спине. Чем активнее проводятся массаж и гимнастика, чем
прохладнее вода при купании, чем меньше в ребенке лишних килограммов (или
граммов, неважно) - тем лучше развивается мускулатура, тем больше
возможностей для того, чтобы своевременно сесть, поползти, встать, пойти.
Есть вещи, про которые, тем не менее, надобно кое-что знать, и мы
поступим довольно просто - назовем эти вещи своими именами, обращая внимание
на моменты, принципиально важные для здоровья ребенка и душевного покоя его
родителей.

В целом интенсивность развития детских мозгов зависит от количества
раздражителей, в них поступающих: чем больше можно увидеть и услышать, чем
больше можно ощутить кожей, тем лучше. Про чувство меры Вы, естественно, не
забудете.

1.7.1. ЗРЕНИЕ


Видеть так, как взрослые, новорожденный, разумеется, не может. Все его
реакции ограничиваются тем, что от очень яркого света он жмурится и иногда
поворачивает к источнику света глаза. Уже к месячному возрасту, малыш может
недолго задерживать на чем-либо взгляд и также ненадолго за этим "чем-то"
следить (речь идет о секундах). В течение последующих двух-трех месяцев
возможность сопровождать взглядом движущийся предмет заметно улучшается.
Вначале ребенок может следить лишь за игрушкой, которая движется в
горизонтальной плоскости, но в 4 месяца уже свободно смотрит куда угодно - и
вверх, и вниз, и в стороны. Ну, а после этого возраста зрение начинает
совершенствоваться очень быстро.
Советы и рекомендации:
1.
Нельзя допускать, чтобы в детской комнате была слабая освещенность.
Это приводит к задержке способности различать цвета.
2. Игрушки должны быть большими и яркими. Цвет их тоже имеет значение:
в первом полугодии жизни - оптимально желтый и зеленый, а затем, чем
разнообразнее цвета, тем лучше.
3. Для того, чтобы ребенок научился правильно видеть, не стоит в первые
3-4 месяца вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) -
толком разглядеть он ничего не сможет, но есть риск развития косоглазия.

1.7.2. СЛУХ

Новорожденный может лишь вздрогнуть при громком звуке, но способность
слушать развивается очень быстро. Уже в месячном возрасте малыш отчетливо
реагирует на звуки изменением поведения, перестает плакать, например. К
двум-трем месяцам ребенок поворачивает голову к источнику шума, к пяти -
реагирует на интонации и легко различает голоса.
Необходимо помнить, что дети очень быстро привыкают к определенному
звуковому режиму. Если с момента рождения Вы будете ходить по дому на
цыпочках и разговаривать исключительно шепотом, у Вас появится шанс так всю
жизнь и проходить.
Это положение особенно актуально для семей, не имеющих большого числа
комнат. Продолжайте жить нормально. Слушайте музыку, смотрите телевизор,
разговаривайте по телефону. И Ваш малыш в течение всей своей жизни сможет
спать, не просыпаясь от кашля соседа за стеной.

1.7.3. ВАШИ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ И "БЕСЕДЫ" РЕБЕНКА С ВАМИ



Разговаривать с младенцем надо побольше, но мама должна помнить, что
нельзя целый день беседовать только с ребенком - иногда неплохо пообщаться и
с мужем.

Малыш тоже "разговаривает" с Вами и сам с собой. Эти "беседы" будут
поначалу носить характер криков и воплей, которые в первые месяцы жизни
воспринимаются родителями однозначно - ребенку плохо. На самом же деле это
не всегда так - просто другого способа "пообщаться" у ребенка нет. Месяцев с
двух в крике уже прослеживаются интонации, а в 3 месяца младенец начинает
гулить - чего-то себе под нос бормотать, агукать, поскуливать.
Важно с первых месяцев жизни выработать правильные реакции на детские
вопли, потому что очень легко приучить ребенка к жизни на руках у родителей.
Не надо при первом же писке бросаться к нему, переворачивая стулья. Нет
ничего страшного в том, чтобы человек с начала жизни привык к тому, что
всего хорошего надобно добиваться собственным трудом. Поверьте - ничего он
себе не надорвет. А вот таская его на руках, надорветесь Вы. И если пришла
пора кормить, то вполне резонно, чтобы он попищал, пока мама спокойно
приготовит грудь или молочную смесь.

1.7.4. ПРИЧИНЫ ПЛАЧА



Основные причины плача - неудовлетворенные физиологические потребности
- хочет поесть, попить, помочиться, покакать, поспать. Хочет, но не может.
Подтвердить голод или жажду нетрудно - предложите поесть или попить.
Сложности с тем, чтобы помочиться, бывают только у мальчиков, когда имеется
воспаление крайней плоти. Проявляется это пронзительным криком, который
проходит после мочеиспускания. Помощь в домашних условиях заключается в двух
возможных действиях родителей: 1. Теплые ванночки с раствором антисептика
(фурацилин или марганцовка) - 4-5 раз в день по 10-15 минут; 2. Оттянуть
крайнюю плоть и из пипетки капнуть в щель 2-3 капли чистого масляного
раствора - идеально масляный раствор витамина Е или А из ампулы
(стерильный), можно использовать эктерицид. Если очень кричит во время
мочеиспускания, если после отхождения мочи совсем не успокаивается, если
явно не может помочиться, если покраснела (посинела) или опухла головка
полового члена - к врачу, и, чтоб не терять время понапрасну, лучше сразу к
хирургу.
Мысли о плаче, возникающем в связи с болями в животе, появляются тогда,
когда у ребенка в течение длительного времени не было стула (часов 8-10).
Действия: массаж живота рукой82 и симметричное сгибание
обеих ножек в коленном и тазобедренном суставах (прижимать ножки к животу).
Если эффекта нет - газоотводная трубочка, можно использовать пластмассовый
наконечник клизмы; обязательно смазать вазелином, глубина погружения в
задний проход 2-3 см. Вводить в положении ребенка на боку с поджатыми к
животу ножками и продолжать при этом массаж. Ну и последнее средство -
клизма. Если после введения жидкости самостоятельно не покакал, обязательно
вновь поставьте газоотводную трубку, чтоб вышла вода. Дальнейшие действия,
включая использование препаратов, уменьшающих спазмы в кишечнике (например,
но-шпы), согласовывайте с врачом.
Основной причиной невозможности спать и плача из-за этого является боль
или ощущение дискомфорта. Наиболее частый источник боли - кишечник (помогают
массаж и тепло - лучше всего тело мамы), а также кожа - опрелости, трещины.
Обеспечьте должный температурный режим, ведь, как мы уже неоднократно
упоминали, и боли в животе, и нарушение целостности кожи, и жажда являются
постоянными спутниками перегрева.
Если, перед тем как заснуть, малыш долго капризничает, дрыгается,
"распеленывается", значит Вы просто торопитесь укладывать его спать. Пусть
лучше перед сном некоторое время подрыгается и попищит голеньким.
Очень часто родители жалуются на то, что "ребенок перепутал день с
ночью" - днем спокойно спит, а ночью рта не закрывает. Вполне возможно, что
ночью у Вас в комнате душно, но чаще всего малыш просто за день высыпается,
а ночью желает развлекаться. К тому же днем у матери ведь нет возможности
только ребенком заниматься (стирка, уборка, еда), а ночью чего ж еще делать,
как не носить его на руках? Если в детской комнате не жарко и никаких других
поводов для плача нет (еда, вода, кожа, живот и т. д.), то есть кричит по
ночам именно потому, что выспался днем, следует собрать волю в кулак и
сделать следующее. В течение одного дня сознательно (!) мешать ребенку
спать. Уложили. Заснул. Через час-полтора - разбудите и развлекайте до
кормления. И так целый день, как бы ни скулил и пищал. Если за день наорется
и устанет - ночью будет спать, как миленький. Лучше потерпеть один день, чем
десятки ночей не высыпаться и бросаться после этого на своих близких.

1.7.5. СИДЕНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, СТОЯНИЕ, ХОЖДЕНИЕ



Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без
особой Вашей помощи. Роль родителей лишь в одном - так воспитывать, чтобы
сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый и опасный
труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики
рахита.
Любые стояния и хождения по полу очень желательны босиком, никакой
обуви ребенку в доме не нужно. Действуя таким образом, Вы на всю жизнь
устраните проблему мокрых ног.83
Предмет особой гордости очень многих мам и пап нередко отражается
следующей фразой: "А наш (наша), между прочим, в 5 месяцев сел, а в 10
месяцев уже пошел (пошла)". В этой связи, хотелось бы обратить внимание на
следующий момент. Прямохождение, т.е. хождение именно на двух лапах, а не на
четырех, создало человеку, как биологическому виду, немало проблем,
связанных, прежде всего, с достаточно серьезной нагрузкой на позвоночник.
Ранняя нагрузка на этот самый позвоночник может привести, в дальнейшем, к
самым разнообразным проблемам (искривлениям, радикулитам и т.п.).
Еще раз обращаю внимание: сидеть и ходить ребенок должен захотеть сам.
По крайней мере, в возрасте до года не надо его сознательно тренировать и
"учить". Ничего страшного, если малыш лишний месяц полежит и поползает.
Кстати, обратите внимание на такой интересный факт: подавляющее
большинство стройных и длинноногих девушек в раннем детстве были пухлыми,
толстенькими и поздно начали ходить. Может быть, для стройности ног так и
надо?

1.7.6. СЛЮНИ И ЗУБЫ



Существует народная примета: если у ребенка активно побежали слюни -
значит скоро полезут зубы. Мой личный опыт эту мудрость не подтверждает. С
двух-трех месяцев слюни бегут у всех, а зубы появляются, как правило, после
шести.
Время появления зубов (при нормальном питании и уходе) зависит, главным
образом, от наследственности, разумеется, в определенных пределах. Нет
никаких оснований для беспокойства, если все абсолютно нормально, ребенку 9
месяцев, а зубов нет.
И еще один момент. Медицинская наука считает, что прорезывание зубов
очень редко сопровождается развитием болезненного состояния. Но и
практические врачи (автор в том числе), и подавляющее большинство родителей
сплошь и рядом наблюдают, как у, казалось бы, здорового ребенка вдруг ни с
того ни с сего портится настроение, повышается температура, иногда
начинается понос. А через 2-3 дня прорезывается зуб, и все проходит.

1.8. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛА ЖИЗНИ



"Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено.
Гони природу в дверь, она влетит в окно."
Н.М. Карамзин


Появившийся на свет младенец (человеческий детеныш) - такой же
биологический объект, как волчонок, поросенок или медвежонок.
Природа заложила в ребенка способность жить по своим законам, которые
вовсе не предусматривают идеальную чистоту, строгий режим сна и отдыха,
регулярный прием пищи, отсутствие сквозняков, кипяченую воду, теплые носки и
т.д. И не надо сознательно ставить Природу в тупик. Ведь когда не действуют
законы Природы, действуют законы другие - законы Любви и Страха. Которые,
мягко говоря, совсем не лучше.
Решиться следовать Природе, выбирая принципы воспитания, родители
должны сами. И не требовать, и не ждать, и не надеяться на то, что хоть
кто-нибудь добровольно согласиться делить с ними ответственность. И
постараться обойтись своими силами, подумать и найти, в конце концов,
золотую середину между мудростью Природы и прелестями Цивилизации.
В каждом человеке заложены с момента рождения две половинки -
биологическая и социальная. Биологическая - это как раз и есть природные
корни, именно о них мы все время говорили. Социальная половинка больше
относится к педагогике, и осталась она нами почти нетронутой. Наверное, так
и надо было. Когда ребенок из болезней не вылезает, самое замечательное
воспитание не в радость.
Поэтому самая главная задача на этапе начала жизни - не растерять
биологическое, дабы иметь потом возможность развивать социальное.

Вот и не теряйте! Ведь это здоровье!
Вашего ребенка здоровье!
Решайте сами.
Ведь это Ваш ребенок...



Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы
хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.


Лукиан

ЧАСТЬ ВТОРАЯ



ОБРАЗ ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА



2.1. ЧЛЕНЫ СЕМЬИ: ТАКТИКА РАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ



"Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука."
И.А. Крылов

Изложенная в предшествующих главах информация позволяет подвести
некоторые предварительные итоги. Мы ведь знаем уже, как гулять, как кормить,
как купать, как одевать. Осталось только свести полученные сведения вместе и
выработать тактику действий родителей, позволяющую без особых усилий
вырастить здорового ребенка, сохранив при этом мир и покой семьи.
Мы по-прежнему имеем в виду стандартную семью - изолированная квартира,
мама, папа, дитя. Наличие еще одного ребенка, бабушек, дедушек и т.п. ни на
что существенно не влияет и не является отклонением от стандарта. Давайте
представим себе, что помощи нам ждать не от кого. А коль скоро научимся
воспитывать детей без помощников, то с помощниками Вы уж сами придумаете,
что делать.
В то же время мы сразу должны признать, что появление новорожденного в
неодинаковой степени отражается на образе жизни членов семьи. Дело даже не в
распределении обязанностей. Папа, при всем желании, не может сделать
некоторые вещи. Кроме того, люди разных поколений и разного воспитания
по-разному представляют себе, что все-таки делать надо, и весь
воспитательный процесс напоминает дискуссионный клуб с шараханиями в разные
стороны и опасными экспериментами, которые плохо отражаются не только на
здоровье ребенка, но и на благополучии семьи в целом. Я неоднократно
сталкивался с ситуацией, когда зять с тещей (вариант - невестка со
свекровью), жившие ДО появления ребенка душа в душу, становились ПОСЛЕ того
злейшими врагами.
Поэтому процесс ухода за ребенком и его воспитания мы рассмотрим с
разных точек зрения. Логично предвидеть, что, если каждый из членов семьи
будет совершать наиболее осмысленные и наиболее рациональные действия, то и
семья в целом будет благополучной.

2.1.1. МАМА


"Мать - это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей."
У. Теккерей


Очень многое уже позади: смогли забеременеть, выносили, родили,
наконец-то добрались до дома. Впереди еще больше - вырастить, желательно
здоровым и, желательно, с наименьшими затратами сил.
Самое главное - очень постарайтесь ни на кого не рассчитывать. Даже на
мужа, каким бы он ни был любимым и замечательным. Без помощи других Вам,
конечно же, будет тяжело, но Вы обязаны сделать все, чтобы эта помощь не
стала необходимостью и не превратилась, в конце концов, в одолжение. Я Вас
уверяю, что, правильно организовав режим (прежде всего свой), Вы справитесь
сами, а, идя на поводу у других, создадите себе и ребенку проблемы - помните
знаменитое "у семи нянек дитя без глазу". Вот и надо стать нянькой -
главной, единственной и, что самое главное, незаменимой. Ребенок может
обойтись и без папы, и без бабушек, и без дедушек. Без мамы обойтись нельзя
- выжить можно, но нормальной такую жизнь назвать нельзя. Внушите это себе
раз и навсегда.
Начнем с утра. Главная Ваша цель - поскорее остаться наедине с малышом,
оградив себя от забот о других членах семьи: папу на работу, старшего
ребенка - в школу и т.д.
Обычно младенец просыпается в 5-7 часов, то есть в этом промежутке
времени обязательно присутствует кормление. Мы, конечно, можем допустить,
что, пока мама занимается ребенком, папа готовит завтрак, но я ведь
предупредил: мы имеем дело со стандартной семьей, а не с особо
благополучной. Для Вас ребенок, прежде всего.
Покормите (грудь или смесь - не принципиально). Если к концу кормления
он начал дремать, сразу же отправьте его спать на балкон, если же нет, пусть
полежит немножко в кроватке голеньким. Но через полчаса в любом случае -
гулять. Теперь нейтрализуем остальных членов семьи. Кормим папу. Если поел
сам - замечательно, если же не умеет включать кухонную плиту - нечего
возмущаться. Учить и воспитывать мужа надо было до беременности. Очень
неплохо во время кормления папы и самой поесть.
Ну, вот мы и одни. Пусть в доме беспорядок: на кухне немытая посуда,
старший сын опять забыл убрать свою постель и т.п. Быстренько делаем два
дела - наливаем в бутылочку воду, которую ребенок будет пить в течение дня,
и завариваем череду к вечернему купанию. Все. Теперь самой спать -
желательно в той комнате, что рядом с балконом. Часов в 9-10 ребенок Вас
позовет. Занесите, покормите и далее по прежней схеме - немножко побыл в
доме и отправляется гулять. Если Вы еще не выспались - опять спать. Пока
полностью не отдохнете - никакой домашней работы.
Уверяю, что к полудню Вы почувствуете себя вполне созревшей для других
дел. У Вас имеется от 4 до 7 часов, пока вернется со службы муж, и за это
время вполне можно убрать в доме, приготовить еду, простирнуть пеленки и
привести себя в порядок. Последнее действие ни в коем случае нельзя
недооценивать. Если Вы чего-то там не успеваете, найдите, тем не менее,
время для себя. Внешний вид женщины имеет для семейного благополучия не
меньшее значение, чем своевременно приготовленный обед. И грудной ребенок не
повод для того, чтобы от Вас шарахались домашние и соседи. Вы ведь прекрасно
понимаете, что отсутствие у мужа возможности или, что хуже, желания помогать
Вам, не может быть изменено постоянными напоминаниями о Вашей усталости и
плохом самочувствии. Мужчина, прежде всего, должен стремиться вернуться в
дом, где его ждет улыбающаяся и привлекательная жена, семейный обед и покой.
Только такой дом стимулирует у него желание что-либо в этом доме делать. Это
правда, какой бы она ни казалась противной и несправедливой с женской точки
зрения.
Еще раз обращаю внимание: необходимо очень стараться хотя бы иногда
(чем чаще тем лучше!), напоминать мужу и отцу, что Ваше отношение к нему
ничуть не изменилось. Семья не заинтересована в смещении акцентов - мол,
сначала дитя, потом уже все остальные. Ребенок заинтересован, а семья нет. И
будет очень обидно, если, усердно занимаясь только младенцем, Вы, в конце
концов, разрушите семью. А потом начнете активно следить за своей
внешностью, дабы новую семью создать. Удивительная логика, не правда ли? Но
ведь примеров таких тысячи...
Семейный вечер должен быть свободен от дел, не имеющих обязательной
надобности. Если пришедший с работы папа вынужден гладить пеленки, значит
мама не может свой день нормально организовать. И этому есть только два
оправдания - болезнь ребенка или болезнь матери. Но если Вы полдня проходили
с ребенком на руках, потому что, оставшись в кроватке один, он плачет, то
все это хорошим не закончится - ребенок, может, и замолчит, однако плакать
будут другие...
Малыш по-прежнему спит на балконе, и занести его оттуда в последний раз
необходимо часов в 8-9 вечера (но лучше всего совершить вечерний семейный
моцион - погулять всем вместе. Вам ведь тоже не помешает свежим воздухом
подышать). После еды не стремитесь укладывать спать, ежели заснул, то,
примерно в 22.30, начинайте потихоньку будить. Это единственный случай,
когда здорового ребенка надобно будить специально. Но лучше разбудить
сейчас, чем не спать полночи. Проснулся - массаж, гимнастика, ванна. Затем
кормление. Спокойной ночи.
Обратите внимание на мудрость Природы! Именно тогда, когда у Вас меньше
всего сил (первый месяц после родов), ребенок спит большую часть времени.
Все условия для того, чтобы восстановиться и вернуться к нормальной, с точки
зрения собственного здоровья, жизни у Вас есть. И Вы имеете практически
стопроцентную возможность эти условия реализовать, если не будете мешать
ребенку развиваться в соответствии с законами Природы (не кутать, не греть,
выносить гулять, не ограничивать активность тугим пеленанием, не кормить
соками, не купать в теплой воде, не беречь от сквозняков и т.п.).
По мере роста малыша количества свободного времени и возможностей для
отдыха будет меньше. Но Вы ведь уже не настолько замучены беременностью и
родами, как раньше. Так что справитесь.
Вы уже стали для своего ребенка единственной и незаменимой - МАМОЙ. Но,
все же не стремитесь принципиальные решения принимать самостоятельно и
самостоятельно их выполнять. С точки зрения ООН, - эмансипация - это хорошо,
а с точки зрения врача-педиатра - плохо.
Дайте возможность отцу проявить инициативу, пусть и он отвечает за
своего ребенка. Очень важно при этом понять:
1. В современном мире добиться чего-либо путного можно только совершая
осмысленные действия. Чувства и эмоции хороши в любви, но мешают
адаптироваться к жестокому окружающему миру. Если Ваши взгляды на то, как
надобно с ребенком общаться не совпадают с взглядами Вашего мужа, то в 90%
случаев не правы именно Вы.
2. В любом мужчине присутствует преогромное честолюбие, и все им
совершаемое требует одобрения окружающих. Женщина обязана (!) всячески
поощрять общение мужчины с ребенком, каким бы это общение не было с ее
женской точки зрения неправильным.
3. Женщина никогда не должна переоценивать собственные педагогические
способности. И даже если Ваше семья распадается, абсолютно недопустимы,
глупы и нелогичны запреты на общение отца и ребенка.
4. Поменьше "воюйте" с мужчинами в доме. Отсутствием инициативы и
присутствием лени они во многом обязаны женщинам. Ну и что с того, что не
получилось? Подумаешь, запеленал, а у малыша нога вылезла! Подумаешь, каша
пригорела! Подумаешь, опоздал на молочную кухню! Переживем! Лишь бы было
желание - пеленать, варить, ходить и т.д. Любую более-менее разумную
инициативу, со стороны мужчины исходящую, следует поддерживать. Но, сплошь и
рядом, по М.М. Жванецкому: "сам же придумаешь, сам же и будешь делать, тебя
же и накажут, что плохо сделал". Описанная классиком ситуация, была типичной
для социалистической системы производства, но советские женщины успешно
перенесли ее в семью.

2.1.2. ПАПА


Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.

А.С. Грибоедов

Большинству читателей прекрасно знакомо по книгам и статьям знаменитое
словосочетание "мать и дитя". Похожая по звучанию фраза - "отец и дитя" -
вызывает ехидные усмешки, что вполне объяснимо особенностями наших семейных
взаимоотношений в частности и нашим отношением к жизни вообще.
Поклонники социалистического реализма прекрасно помнят цитаты из
многочисленных романов, где, став уже взрослым, вспоминает герой (героиня) о
своем детстве... "Почерневшие от угольной пыли могучие руки отца", "вернулся
из похода отец" и т.д. Таким образом, роль отца в воспитании сводилась к
тому, чтобы, придя с работы, прижать к могучей груди ребенка и, выполнив тем
самым родительский долг, мирно отойти ко сну, чтобы, отдохнув, с новыми
силами вернуться к построению коммунизма. До революции (1917-го года) отцы
были поактивнее - они, нередко, принимали на себя важные педагогические
решения - "я тебя породил, я тебя и убью", "зла на тебя не держу, помню как
носил на руках", ну а затем воспитывали, как положено.
Воспитывали! Но это чуть позже. А сейчас, когда он только что родился,
вполне резонно и даже естественно, что Вы не испытываете к ребенку тех
чувств, которые видите постоянно на лице супруги. Если Вам еще нет 30-ти
лет, это вообще абсолютная норма. Вы в глубине души очень ждете того часа,
когда сможете с ребенком общаться: разговаривать, ходить вместе в цирк или
зоопарк, рассказывать ему про всякие приключения из Вашей жизни. До этого не
так уж много времени осталось и не волнуйтесь, не находя в себе особых
чувств. Делиться с женой сомнениями не следует, однако знайте: для мамы
младенец близок биологически, вне зависимости от того, какой он - здоровый,
больной, спокойный, крикливый и т.п. А для папы малыш интересен как существо
социальное - не как детеныш, а как человек. И неудивительно: чем старше
будет ребенок, тем больший интерес и большую любовь Вы будете к нему
испытывать, а его чувства будут совершенно такими же.
Поэтому главная точка приложения Ваших усилий - мама ребенка, которая,
хотите Вы или не хотите, должна быть и будет сначала мамой и только потом
уже Вашей женой. И надо смириться с тем, что материнский инстинкт сильнее
любви к Вам. Но чем меньше времени будет уходить на потребности младенца,
тем больше времени останется на Вас (на Вашу еду, на Вашу одежду и т.п.). И,
хотя бы из эгоистических соображений, Вы более чем кто бы то ни было,
заинтересованы в нормальном воспитании ребенка. Вот тут и пригодится Ваше
мужское здравомыслие - ведь многое из того, что в этой книге написано, с
точки зрения мужчины очевидно, а с точки зрения женщины - страшно. И
вероятность того, что супруга колеблется, а Вы нет, очень велика.
Поверьте: Ваша любимая женщина (мать Вашего родившегося или будущего
ребенка) только делает вид, что она знает, как его кормить, одевать, купать
и лечить, что купить, где поставить кроватку, когда гулять, сколько спать и
т.д. и т.п. Да, материнский инстинкт в несколько раз сильнее отцовского. Да,
Вам не дано испытать, каково это, когда там внутри ножкой дрыг... Какая это
неземная легкость, какое блаженство, когда после нескольких часов боли он
закричит, а значит, стала мамой, стала настоящей Женщиной... Как это кормить
грудью... Но трудность биологической роли (забеременеть, выносить, родить и
выкормить намного сложнее, чем уговорить и смочь) вовсе не свидетельствует о
большем знании и большем умении ориентироваться в функциях социальных.
Еще раз подчеркиваю: знаний о том, что с ребенком делать у состоявшихся
папы и мамы
абсолютно одинаково - то есть практически их нет
. Кому принимать
решения? Кто прав - женские чувства, эмоции, инстинкты или мужские
рассудительность, логика, здравый смысл?
Вероятность того, что неправильное решение будет принято мужчиной
многократно меньше. Но главное в другом! Только бы сами мужчины это,
во-первых, поняли, а, во-вторых, захотели - захотели принимать эти самые
решения.

Конечно, всегда будут вопросы спорные - когда без специальных знаний,
без помощи специалиста (врача, педагога) правильное решение принять трудно,
почти невозможно. Но огромное число проблем, "по размышленьи зрелом",
оказываются вполне и благополучно разрешимыми.
Помогите жене преодолеть сомнения, малыш Ваш общий, а одно решение на
двоих принимать легче. Сделайте все, чтобы оградить ее от стрессов, принять
на себя огонь старших товарищей и самому не устраивать истерик по пустякам.
Конечно, Вас беременность и роды тоже утомили, но не до такой же степени...
Стереотипы - женская работа, мужская работа - преодолеваются легко.
Стоит только захотеть, и у самого мужика весьма быстро появляется
уверенность в своих силах, убежденность в том, что он лучше кого бы то ни
было знает, что нужно его ребенку!
Нет никаких дискуссий по поводу того, что Вам делать можно, а чего
нельзя. Можно все, и Ваша тяга к ребенку - бальзам на душу его матери.
Постарайтесь, очень постарайтесь проявлять инициативу самостоятельно, не
дожидаясь просьб и не доводя дело до понуканий.
Очень хорошо с самого начала взвалить на свои плечи тяжкий груз
каких-либо конкретных действий. Например, купание ребенка в ванне у мужчины
всегда (!) получается лучше. Разного рода манипуляции с младенцем - тоже
Ваша прямая задача, у мамы может просто сил не хватить. Ну, а если Вы
изъявите желание чего-нибудь постирать, погладить или приготовить, то
благополучию Вашей семьи можно будет только позавидовать. А переложить на
себя бремя магазинов и прачечных - было бы совсем славненько.
Совершенно очевидно, что продолжение рода, с любой точки зрения, -
биологической, экономической, социальной, - является одним из наиглавнейших
предназначений Человека. И если здоровье позволяет Вам иметь детей, то это
счастье. Еще важнее для мужчины - обеспечить материальное благополучие своей
семьи, своего ребенка. Вполне логично предположить, что, коль скоро Вы нашли
в себе силы малыша заиметь, то подразумевается Ваша возможность его
прокормить.

И здесь приходится с грустью констатировать: в подавляющем большинстве
случаев роль отца - совсем не из главных - так, эпизод. Автор книги, будучи
врачом педиатром, ежедневно имеет возможность просматривать так называемую
паспортную часть историй болезни. В графе "место работы и возраст родителей"
сплошь и рядом читаешь: "21 год, студент" или "24 года, временно не
работает". И начинаешь невольно представлять себе такую ситуацию. Некий
студент, 21 года от роду, решил завести себе аквариумных рыбок. Сначала этот
молодой человек подсчитает, сколько на это надобно денег потратить. Потом
подумает, какой купить аквариум и где его поставить, посоветуется каких
запустить туда рыбок, определится с вопросом кто, когда и чем их будет
кормить.
Рыбки - прелесть! Они, как это ни жестоко звучит, даже умирают молча...
Но вот тот же самый студент, которому надоело целоваться в подъездах и
арендовать квартиры у приятелей, решает обзавестись семьей. Его воображение
рисует радужные перспективы тепла, уюта, а также никем и ничем не
ограниченной половой жизни. Но, через некоторое время, оказывается, что от
этой самой жизни случаются дети. А еще месяцев через девять выясняется:
кроватку ставить негде, денег, уюта, покоя нет, а половой жизни не очень то
и хочется. Но, дело сделано.
Именно в такой ситуации и возникает настоятельная необходимость
пересмотра наших традиционных представлений о роли отца.

И последнее, но очень важное - социальный долг отца: сделать своего
ребенка счастливым. Прежде всего, помнить и понимать: счастье Ваших детей
определяется их способностью думать, обучаться и принимать самостоятельные
решения. Развить эти способности может именно мужчина - отец. Прекрасно
известно, что великие педагоги (Макаренко, Сухомлинский, Корчак и т.д.) были
мужчинами. В обычной средней школе учитель и учительница - совсем не одно и
то же: вспомните свои школьные годы, поговорите с Вашими детьми. Ну и кто
был лучше, кто больше запомнился? Короче говоря, общепринято, что мужчина
занимающийся воспитанием ребенка способен добиться гораздо больших успехов,
нежели женщина.
Глубоко все равно, когда дитя Ваше научиться читать, но
общечеловеческие ценности должны быть привиты и это однозначно, но реально
возможно лишь тогда, когда эти ценности являются ценностями для Вашей семьи.
Пообещал - сделай, не ври, не опаздывай, больно - терпи, не скули, не
просись на ручки, мама тоже устала, политика - грязь, деньги - временное,
музыка, живопись, литература - вечны, семья - святое, религия - личное дело
каждого. Если для Вас все это так, то и будет Ваш ребенок - Человеком!

2.1.3. БАБУШКИ И ДЕДУШКИ



"Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет -
Как лечили в старину."
С.В. Михалков

Для начала отмечу, что, говоря о бабушках и дедушках, автор, обращается
главным образом и, прежде всего именно к бабушкам. Ведь бабушка, в сравнении
с дедушкой, почти всегда более эмоциональна, менее управляема, и, как это ни
парадоксально, заметно более активна. Опыт автора показывает: переговоры с
врачом бабушки осуществляют в 20 раз чаще, чем дедушки. Этот факт сам по
себе символичен и показателен.




Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего
поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне,
поскольку подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без
помощи бабушек обеспечить ребенку нормальные уход и воспитание. Перечислим
для начала факторы, обусловливающие именно такое положение вещей.
1. Наша семья часто не является полноценной ячейкой общества - она не
самодостаточна, вступившие в брак молодые люди не могут выжить без
постоянной помощи "старших товарищей". Дети, как правило, появляются на свет
не потому, что этого очень хотелось родителям, а потому, что "так
получилось". Сами виновники происшествия не имеют ни отдельного жилья, ни
средств к полноценному существованию - владеют жильем как раз бабушки и
финансовую помощь оказывают тоже бабушки, которые, как правило, совсем не
старушки, а наоборот, женщины в расцвете сил и материальных возможностей.
2. У мамы и папы отсутствует какой-либо опыт, какие либо знания
касательно того, что с дитем надобно делать. Под рукой всегда есть их
собственные родители, такой опыт имеющие.
3. Процесс ухода за ребенком постоянно требует принятия весьма
ответственных решений. Молодые папа и мама очень часто боятся, да и просто
не хотят принимать не только ответственных, но и вообще никаких решений -
весьма удобная позиция, особенно с учетом того факта, что под рукой имеются
лица (все те же бабушки) готовые эти решения принимать.
4. К моменту появления в семье детей папы-мамы часто сами еще не
становятся взрослыми и им (папам-мамам) очень хочется гулять, танцевать и
играть. Ребенок мешает радоваться жизни, а помощь бабушек позволяет быть
мамой-папой и, в то же время, не грустить, по поводу того, что пропадают
молодые годы.
С учетом перечисленных выше пунктов становится очевидным следующий
факт: само понятие "бабушка" вполне может рассматриваться не в качестве
конкретного человека, а в качестве очень значимого социального феномена,
требующего отдельного изучения.
В течение многих лет автору приходиться контактировать с бабушками
самым тесным образом. Выводы однозначны - без учета этого явления почти
невозможно организовать нормальные уход и воспитание детей.
Главной проблемой участия бабушек в воспитательном процессе является
проблема собственности - собственности на дитя. Чувствуя в себе силы и
желания помогать, пребывая в полной уверенности, что хорошо знает, как это
надо делать, бабушка, тем не менее, на уровне подсознания чувствует, что это
не ее ребенок! Не своей вещью нормальный человек пользуется с особой
осторожностью - тут главное не навредить. Ну а представления о том, что для
ребенка вредно, опасно и нежелательно у бабушек совершенно конкретны -
вредно не есть, вредно мерзнуть, вредно плакать, вредно мочить уши, вредно
ходить босиком и т.п. - таких вредностей сотни. Неудивительно, что бабушкино
воспитание отличается повышенной заботливостью, граничащей с патологией. Ни
о каких закаливаниях, сквозняках и холодных пятках даже речи быть не может.
Отдельный вопрос - болезни. Если можно лечить, а можно подождать, бабушка
всегда предпочтет лечить - как бы чего не вышло.
Одновременное участие представителей двух поколений в воспитательном
процессе часто порождает множество проблем, которые, не менее часто,
переходят в серьезные конфликты. Любимый зять становится врагом номер один,
очаровательная невестка превращается в ленивую неумеху. Словосочетание "твоя
мать" (в различных падежах) все чаще употребляется супругами в процессе
выяснения отношений друг с другом. Фраза "ты такой же (такая же) как твоя
мать, а я с твоей матерью жить не хочу" иногда становится финальным
аккордом, извещающим о распаде очередной семьи.
Предотвратить возможные конфликты можно. Для этого всем участникам
воспитательного процесса следует расставить точки над "i" и определиться с
понятиями ответственности и собственности. Приоритетную роль в выяснении
отношений просто обязаны сыграть именно бабушки, как люди более опытные, и,
по крайней мере, теоретически, более мудрые и более уравновешенные.
Способность любить вообще и особенно способность любить детей имеют
теснейшую связь с возрастом человека. Не в состоянии, биологически не в
состоянии двадцатилетние девчонки и мальчишки испытывать те же чувства, что
и зрелая женщина - мать этих мальчишек-девчонок, которые "доигрались" и
стали сильно взрослыми...




Дорогие бабушки! Очень-очень Вас прошу, найти мужество дочитать эту
главу до конца, а там будь что будет.
Ваше главное отличие от "молодых" - опыт. Им многое еще предстоит, а Вы
своего ребенка уже благополучно вырастили и поженили (выдали замуж).
О

Страницы

Подякувати Помилка?

Дочати пiзнiше / подiлитися