Евгений Комаровский. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников

страница №6

глядываясь на пройденный путь, Вы убеждены в том, что точно знаете, как
надобно поступать с ребенком. Но был ли Ваш путь легким? Вспомните, всегда
ли Вы были согласны с собственной мамой? Абсолютно ли Вы уверены в Вашей
правоте и Вашем праве советовать или, что еще хуже, принимать решения?
Воспитание ребенка окружено огромным количеством традиций, заблуждений
и предрассудков, а многие вещи, однозначно воспринимаемые как правильные, на
самом деле таковыми не являются. Вас учили, что ребенка необходимо туго
пеленать. И Вы пеленали, уверенные: так надо. Почему надо? Что, есть хоть
одно живое существо, не дающее своему детенышу пошевельнуться? Вас учили не
кормить ребенка по ночам. Почему? Где это видано, чтоб у матери было молоко,
а ребенок кричал от голода?! Вы привыкли листать журнал "Здоровье",
издаваемый такими же бабушками и дедушками. Неудивительно, что идеалом
красоты стал пухлый младенец с явными признаками ожирения и красными от
аллергии щечками.
Вы готовы на все, лишь бы оградить внука от опасностей, поскольку
убеждены в его слабости, болезненности и неподготовленности к жизни. Но ведь
это совершенно не так - болезненными дети как правило не рождаются, а
становятся.
Жизнь очень и очень изменилась... И многое из того, что было правильно
в прошлом, стало бессмысленным сейчас. В условиях голода вполне логично дать
ребенку желток единственного на всю семью яйца. Но при нормальной жизни не
лучше ли накормить должным образом маму. Если ребенка кормили коровьим
молоком, приходилось давать соки для восполнения потребностей в витаминах -
это в прошлом. Но зачем в месячном возрасте давать сок, когда есть
возможность купить молочную смесь, в состав которой все нужные витамины уже
включены.
Все вышеизложенное я пишу с одной единственной целью: убедить Вас в
том, что Вы не являетесь носителями абсолютной истины, как впрочем, и автор.
Но, в силу профессии, мне постоянно приходится сталкиваться с таким
количеством несуразностей, главным образом, педагогических, что волосы
встают дыбом. И хотите верьте, хотите нет, но дети из семей, где бабушки не
живут вместе с внуками, попадают в больницы заметно реже. Там, где некому
или некогда кормить ребенка, отказывающегося от еды, заставлять ходить по
дому обязательно в носочках, не выскакивать раздетым в коридор, не пить
сырую воду и т.п. - так вот, в таких семьях дети гораздо здоровее. И это
очевидный факт, говорящий о том, что обильная еда и тепло не имеют никакого
отношения к любви, скорее, наоборот.
Самое главное правило, обязательное для исполнения дедушками и
бабушками:
никогда и ни при каких обстоятельствах не принимать никаких
решений, касающихся образа жизни ребенка, а тем более, навязывать эти
решения его родителям.

Ответственность за счастье и здоровье малыша несут только мама и папа.
Вы должны с этим смириться и, как бы Вам этого ни хотелось, никакой
ответственности на себя не брать!
Пусть делают со своим ребенком, что хотят, самостоятельно отвечая за
все!

И это не бездействие, не закрывание глаз - это единственный и самый
верный путь к миру и покою в семье, к нормальным взаимоотношениям между
поколениями. И раз уж Вас просят чего-то не делать (не кормить, не одевать,
не греть, не покупать), то и не делайте.
Если Вы имеете время и желание помочь, то постарайтесь помогать
пассивно, осуществляя лишь действия, не требующие принятия принципиальных
решений. Вы готовы одеть ребенка - пусть скажут во что. Вы готовы покормить
- пусть скажут чем, какой температуры, в каком количестве. Вполне возможно,
что в подобной ситуации мама и папа захотят или просто будут вынуждены хоть
что-нибудь почитать. А ведь вполне закономерно положение вещей, при котором
книги типа "Ваш ребенок" бабушки читают чаще и более внимательно, чем мамы.
Но Вы ведь можете очень-очень помочь, вообще ребенка не касаясь, -
погладить, постирать, убрать в доме, приготовить еду, сходить в магазин или
на молочную кухню. Ваша помощь - это подарок. И никогда, никогда не
вспоминайте и не напоминайте о своих добрых делах. Лучше уж ничего не
делайте.

Я вполне допускаю, что Ваша "молодежь" может занять пассивную позицию,
добровольно передав в руки бабушек и дедушек воспитательный процесс. Но в
этом случае Вы становитесь мамой и папой, поскольку, приняв на себя
ответственность, Вы автоматически перестаете быть дедушкой и бабушкой.




Вы, конечно, помните народную мудрость о том, что муж голова, а жена
шея. Вы ведь прекрасно понимаете, что мудрая женщина никогда не даст супругу
понять тот факт, что как раз она и есть в доме хозяин. С конфликтами
поколений на почве воспитания детей ситуация аналогичная.
Искусство быть настоящей и полноценной бабушкой как раз и состоит в
том, чтобы создать у биологических мамы и папы полную иллюзию того, что
именно они являются настоящими и полноценными родителями.



2.2. ПИТАНИЕ



"Войдем в положение человека много лет подряд принимающего пищу не
потому, что это нужно ЕМУ, а потому что это нужно кому-то другому. Как он
впоследствии сможет отличить истинные, СВОИ желания от чьих-то посторонних,
навязанных..."
В. Леви

Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем непросты,
а поиск правильных решений весьма затруднителен - уж слишком велико
количество специалистов, точно знающих, как надобно питаться.

Очень трудно быть советчиком в вопросах брака - личный человеческий
опыт, как правило, исчерпывается одной-двумя попытками. Чуть легче решить
сексуальные проблемы - у нормального взрослого человека опыта побольше -
хоть раз в 10 дней каждый пытается свои познания в этом вопросе если не
расширить, то, по крайней мере, убедиться в том, что есть еще порох в
пороховницах... Но, коли речь зашла о еде - тут уж каждый три раза в день
проводит над своим организмом эксперименты. А, поскольку практический опыт
большой, то, как им не поделиться - вот и появляются на свет многочисленные
трактаты о правилах питания, о совместимости продуктов, о том, как отдавать
врагам ужин, о пользе сыроедения, о спасительности голодания и т.д. и т.п.
Многочисленные "теории еды" - вегетарианство, раздельное питание и др.
- удивительным образом напоминают религиозные трактаты, в которых ангелы,
грешники и праведники заменены белками, жирами, углеводами, шлаками и
калориями.
"Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса...", а кто в ферменты,
кишечные соки и вышеупомянутые белки с углеводами - тут уж ничего не
поделаешь. Человек существо внушаемое, и если очень внушить себе, что
надобно именно так - то поможет обязательно и жить станет веселей.

Принципиально важно, тем не менее, другое - любые взрослые дяди и тети
вправе сами, с учетом своих личных взглядов и материальных возможностей,
решать - что, кого, когда, вместе с чем, вместо чего и в каких количествах
следует употреблять в пищу
.
Но дети! Как быть с ними? Ребенок ведь не виноват в том, что его отец
решил на досуге овладеть правилами "рационального питания", он (ребенок) не
может питаться самостоятельно - жевать и глотать может, но добывать продукты
никак.
Отсюда важный вывод:
любые эксперименты с питанием следует проводить на себе. Использовать
собственных детей в качестве подопытных кроликов - жестоко и неэтично.

Но кто носитель Истины? Кто точно знает - когда, что, в каких
количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в своей
правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться ввести
некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не научить
"правильности", то подсказать - чего уж точно делать нельзя.
Было бы неплохо попытаться найти некоторые критерии, позволяющие
ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые
рассуждения. Итак, человек, как биологический вид существует многие
тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал "царем
природы" - скорее всего потому, что следовал законам Природы. Логично
предположить следующее - если питание человека, как биологического вида,
сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы
являются для человека естественными, а значит, существуют природные
механизмы, позволяющие эти проблемы решать.
Проиллюстрируем это положение
двумя простенькими примерами.
* Приходилось ли человеку голодать? Конечно да, как, впрочем, и любому
другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что
существуют в живой природе в настоящее время. Вывод - голодание для человека
естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать
рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная
целесообразность явно существует.
* Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки
зрения автора книги, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего
кроме рыбы и мяса - например, эскимосы. Вывод - вегетарианство может быть и
хорошо, но, с точки зрения Природы, оно естественным не является.
Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется
без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации
не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков животного
происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и развития, поскольку
вышеупомянутых механизмов адаптации к такому варианту питания не существует.
Приступая, наконец, к конкретным рекомендациям подчеркнем, что в
необъятной теме следует, во-первых, выделить 3 основных направления: а)
питание детей раннего возраста; б) питание здоровых детей и в) взаимосвязь
питания и болезней. Во-вторых, отметим, что наша задача вовсе не состоит в
том, чтобы дать ответы на частные, тактические вопросы - как варить овсяную
кашу и как кормить ребенка, заболевшего вирусным гепатитом. Наша цель -
общая стратегия - формулировка принципов - чего нельзя, что хорошо, что
плохо, а что и вовсе не имеет значения.




К теме питания детей раннего возраста мы возвращаться не будем, -
адресуем читателей к главе "Кормление" в первой части этой книги и считаем
тему исчерпанной. Поговорим о детях, вышедших из младенчества и дошедших до
"общего стола" - о тех, кто ест все или почти все из того, что едят
взрослые.
Принципиально важный момент:
питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом
жизни взрослых
.
Мудрый совет "не делать культа из еды", применительно к
детям, актуален, как никогда.

2.2.1. АППЕТИТ



Самая "волнующая" тема, имеющая, тем не менее, самую прямую и самую
тесную связь с достатком семьи.
По большому счету, аппетит - стремление к приему пищи - является
эквивалентом затраченной ребенком энергии
. На что тратит энергию ребенок? На
рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры
тела. Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло
одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает
иностранный язык? Вопрос риторический, но вот очевидность ответа не
способствует почему-то принятию адекватных решений. Сплошь и рядом,
отсутствие у ребенка аппетита - признак лени или занятости его родителей. В
любом случае, мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и
обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и
проще, чем провести пол дня на свежем воздухе.
В целом, наличие аппетита - свидетельство готовности организма к тому,
чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а, следовательно, еда помимо
воли - не имеет особого смысла.

2.2.2. КОРМЛЕНИЕ ПО ЧАСАМ



В основе рекомендаций - учение знаменитого физиолога Павлова. Суть
такова: если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту
начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно,
поскольку улучшает процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт,
что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время.
Опыты Павлов проводил на собаках, а образ жизни собаки слегка отличен от
образа жизни наших детей. Павлов не надевал на собак носочки и шапочки, его
звери не нервничали в связи с полученной двойкой и не имели возможности
смотреть телевизор. Короче говоря, на нормального современного ребенка
воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на
аппетит. Похоже, вывод однозначен - кормление не по часам, а по аппетиту, но
все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза
"кушать хочу" в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к
немедленному действию - дитя голодное!!! Но, кормление по аппетиту ни коим
образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв.
Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские. Если ребенок
отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а
тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в
том, что дитя подождет. Пришел со школы и есть отказался, а через час
захотел - ну что ж, подождет еще часик пока папа придет с работы. Короче
говоря, проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два
принципиально значимых фактора - 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды. И если
еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя
ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые,
забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2
вполне может рассматриваться как основной критерий, отсутствия в семье
проблем с питанием ребенка.

2.2.3. ЭТО ХОЧУ, ЭТО НЕ ХОЧУ



Обозначенная тема в 99% случаев имеет в своей основе педагогические
проблемы. Голодный человек ест то, что дают. Да, для большинства людей
жареная картошка лучше, чем перловая каша. Но, когда с раннего возраста
родители положительно реагируют на детские требования - ситуация очень
быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может
получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему - то это вовсе не
медицинская проблема.
Любовь к детям ни коим образом не должна способствовать формированию
эгоизма и чувства собственной исключительности. Абсолютно недопустимо такое
положение вещей, когда глупые папа и мама глотают суп, а умный Петя ест
куриные котлеты.

Интересно, что сама мама, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит
сыночку: - "Бедная твоя жена и как она будет тебя кормить". Так может быть
есть определенная логика в том, чтобы не создавать детям проблем в будущем?

2.2.4. КОРМЛЕНИЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ КОРМЛЕНИЯМИ



Явление удивительно частое. Яблочко, конфетка, печеньице и т.д. С
медицинских позиций вредно, хотя бы потому, что слюна - основной
нейтрализатор микробов, попадающих в полость рта. Постоянно не
прекращающийся процесс поглощения пищи не только уподобляет ребенка жвачным
животным, но и может способствовать возникновению таких болезней как,
например, хронический тонзиллит. Речь, кстати, вовсе не идет о жевательных
резинках, которые к еде никакого отношения не имеют.
Таким образом, еда в промежутках между кормлениями является
недопустимым в двух случаях:
1.
Наличие проблем с аппетитом;
2. Присутствие хронических инфекций в ротоглотке.

2.2.5. СЛАДОСТИ

Источник удовольствия, во-первых, и источник легкодоступной энергии,
во-вторых. Вполне резонно отметить, что легкодоступную энергию надобно иметь
возможность тратить (достаточная двигательная активность). Если нет проблем
с лишним весом и аппетитом, то почему бы и не получить удовольствие? Но:
помнить про частые аллергические реакции на шоколад и заморские фрукты -
ежели подобные проблемы имеются - с детским здоровьем не играться, не давать
по чуть-чуть, а не давать вообще, по крайней мере, год, а там попробовать.

2.2.6. ПЕРВОЕ БЛЮДО



Мнение "раз в день надобно горяченькое и жидкое" довольно популярно.
Ежедневное употребление супов и борщей абсолютно не принято в десятках стран
мира. Первое блюдо - с медицинских позиций - вовсе не обязательно.
Употреблять или нет - дело вкусов и привычек Вашей семьи; немаловажную роль
играет при этом материальное положение и наличие свободного времени -
наварить на три дня суп не очень сложно и не очень дорого.

2.2.7. ПИТАНИЕ И БОЛЕЗНИ



Для начала следует заметить, что, предпринимая любые рассуждения о том,
как надобно питаться при том или ином заболевании, мы просто обязаны
выделить два аспекта этого вопроса.
1. Специфические болезни, требующие определенной диеты, и эта диета,
очень часто является, чуть ли не решающим условием выздоровления. Примеров
сколько угодно, два самых типичных - ограничение соли при болезнях почек и
ограничение сахара при сахарном диабете. Воспалительные процессы в
кишечнике, печени, желудке, поджелудочной железе, пищевые отравления, язвы
желудка, запоры и т.д. - все эти состояния требуют особого питания,
определенной диеты.
2. Универсальная ситуация, когда любое острое заболевание или
обострение хронического заболевания приводят к снижению аппетита, и у детей
это особенно выражено.
Диетотерапия нашей темой не является. Нас интересуют вопросы наиболее
общие, наиболее типичные. А наиболее типичная ситуация состоит в том, что у
девочки Светы начался насморк и она категорически отказывается от еды. И
именно отказ от еды воспринимается родителями как симптом трагический,
представляющий собой заметно большую опасность, чем пресловутый насморк, с
которого все это началось.
Что же делать? Вопрос этот только на первый взгляд кажется сложным: -
общие рекомендации достаточно просты.
Снижение аппетита - типичный признак почти любого заболевания. С точки
зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды
отказывается, то значит его организм не испытывает потребности в пище, а,
следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое. Но
действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья
принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку - "мало
каши ел"). Ну, а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то
напрашивается вывод о том, что еды надо больше.
На самом же деле заболевшему ребенку часто бывает не до еды. Один из
важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, - печень. И она же,
во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а,
во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки),
образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится
освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения),
и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций).
Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают84 в больного
ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть.

Кстати, отношение родителей к тому, как надо ребенка кормить, во многом
помогает ответить на вопрос, - почему любимые дети болеют чаще?
Пришел мальчик Сережа из детского сада и говорит: "Я кушать не хочу".
Скорее всего, в организм попал какой-то микроб и "умная" печень попросила
центр аппетита в головном мозге оставить ее в покое, чтоб спокойно инфекцию
нейтрализовать. Если бы к Пете не приставали, он бы утром опять пошел в
детский садик. Но массовый героизм семьи (чтение, пение, танцы, "за маму",
"за соседа дядю Васю") позволили не дать несчастному мальчику умереть от
голода. Утром сопливый и кашляющий Сережа остается дома, а мама вызывает
участкового педиатра.

Универсальные правила кормления заболевшего ребенка:
1. Руководствоваться, прежде всего, аппетитом.
2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.
3. Кормить чаще, но давать меньше.
4. Во время болезни избегать экспериментов - никаких новых продуктов не
использовать.
5. Отдавать предпочтение легкоусвояемой, нежирной, теплой, жидкой пище.

2.3. ГУЛЯНИЕ


"Гулял по улице щенок -
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепек,
И под дождем гулял и мок,
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость,
Гулял, гулял, гулял
И вырос."
В.А. Левин

Человеку свойственно жить под крышей. Под этой самой крышей
люди-человеки реализуют большую часть своих жизненных потребностей - спят,
едят, учатся, болеют, занимаются любовью и рожают детей. Взрослые
человеческие особи, утомленные борьбой за свое место под солнцем
цивилизации, нередко забывают о том, что кроме крыши (вариант - потолка)
есть еще небо, тучи, звезды и тому подобные Прелести Природы. Иногда
природные корни берут вверх и людей тянет просто погулять. Просто так, без
всяких дел - пройтись ножками, подышать свежим воздухом. Ужасно, конечно,
что словосочетание "выйти на улицу" стало синонимом слова "погулять", но у
городского жителя других вариантов просто нет.
В отличие от взрослых, человеческие детеныши заметно ближе к Природе и,
соответственно, заметно дальше от Цивилизации. Детские природные корни,
инстинкты и потребности требуют значительно более естественного образа
жизни, а постоянную жизнь под крышей, с чисто биологических позиций,
естественной назвать нельзя.
Таким образом, ребенок должен гулять. Это аксиома. Банальная фраза, с
которой согласны все. Но практическое воплощение бесспорного теоретического
положения вызывает, тем не менее, множество вопросов. Как гулять? Сколько
времени? При какой погоде и что при этом одеть? А какова связь прогулок и
болезней? И если заболел, то когда можно выйти?
Итак, гулять, оказывается, надобно учиться. Поэтому, для начала,
определимся с термином - какое значение мы вкладываем в само слово "гулять".
Так уж принято, что гуляние детей и гуляние взрослых трактуется
несколько по разному. Когда говорят про гуляние взрослых, то часто
подразумевают некоторое вольное времяпровождение, главным образом
сексуальной ориентации (примеры: "у Иванова жена гуляет", "Сергей Петрович
гуляет с умом").
Допустить, что взрослый человек пошел гулять просто так общественное
мнение не может - другое дело, когда с собакой или с ребенком. Исключение -
пенсионеры. Им позволяется гулять просто так, как, впрочем, и детям
(опять-таки, подтверждение народной мудрости "что старый, что малый").
Именно для вышеуказанных категорий (повторяю - дети всех возрастных групп и
пенсионеры) под гулянием подразумевается пребывание вне помещения, не
ставящее своей целью выполнение каких-либо других человеческих функций
. То
есть главный смысл гуляний - контакт с факторами природы с параллельной
попыткой оторваться от факторов цивилизации
Важно, тем не менее, отметить,
что близость пенсионеров и детей делает исключительно целесообразным
использование первых для активного выгуливания вторых.
Теперь попытаемся перечислить преимущества гуляния, которые вытекают из
недостатков помещения.

Любое человеческое жилье это:
* накопитель бактерий, в том числе и болезнетворных;
* источник повышенной концентрации пыли, факторов бытовой химии и
аллергенов (ковры, мягкая мебель, шерсть, лаки, красители, хлор и т.д.);
* полное отсутствие контакта с ультрафиолетовым излучением, что не
особенно важно для взрослых, но весьма значимо для детей - именно под
действием УФ лучей в коже вырабатывается витамин "Д";
* любое замкнутое пространство приводит к резкому ограничению
двигательной активности.
Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить легкие
от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых
оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат - на поддержание
температуры тела, на двигательную активность - оказывает стимулирующие
влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на
сердечно-сосудистую и иммунную.

2.3.1. ПРОГУЛКИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ



Пребывание на свежем воздухе никогда не может быть лишним. Важно
только, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошное гуляние. Но время,
свободное от обучения, сна и еды должно быть посвящено прогулкам. И очень
важно не переусердствовать в еде и учебе: школа + музыкальная школа +
английский язык + компьютерные курсы и достаточное пребывание на свежем
воздухе - несовместимы. Поэтому родителям всегда следует разобраться с
приоритетами и найти золотую середину. Что все-таки нужнее (важнее) для
счастья - здоровье или уровень знаний?
Самое главное, что надо понять: обмен веществ сопровождается выделением
тепла. Обмен веществ у детей протекает в несколько раз интенсивнее, чем у
взрослых. Следовательно, в единицу времени ребенок вырабатывает тепла
больше, чем взрослый. Выводы: там, где взрослому прохладно - ребенку
нормально. Там, где взрослому нормально - ребенку тепло. Там, где взрослому
тепло - ребенку жарко.

Одежда: главные правила.
1.
Достаточный минимум! Если без какой-либо "телогреечки" можно
обойтись - обойдитесь. Выработайте у ребенка привычку одеваться самому -
самому выбирать количество вещей. Простуды чаще возникают не от
переохлаждения, а от повышенной потливости, обусловленной избытком одежды.
2. "От хождения без шапки развивается менингит" - типичный пример
народной сказки. Менингит - острая инфекционная болезнь. В 100% случаев она
вызывается совершенно определенными вирусами и бактериями. Вероятность
встречи с любым микроорганизмом не зависит от того, что у Вас в это время на
голове.
3. В подавляющем большинстве случаев ребенок говорит: "мне холодно" -
по вине родителей. Ведь одеть на него три шубы и болтать с подружками
(друзьями) заметно проще, чем гулять активно (побегать, поиграть).
4. Абсолютно бессмысленно завязывать рот шарфиком. Ни один шарфик даже
близко не может сравниться со слизистыми оболочками и пазухами носа по
способности к обогреву вдыхаемого воздуха.
5. Главное в детской одежде - ее функциональность. Удобство, легкость,
отсутствие проблем с осуществлением неотложных физиологических потребностей
- все это гораздо важнее, чем мнение тети Клавы, утверждающей, что шубка
теплее и красивее, чем комбинезон. Недопустима любая одежда, не позволяющая
ребенку нормально двигаться - бегать, прыгать, поворачивать голову,
самостоятельно вставать после падений.

Плохая для прогулки с ребенком погода бывает исключительно редко
(ливень, ураган, метель, +40(, -30(). И следует честно признать, что под
понятием "плохая погода" часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя,
по большому счету, не только лень или занятость родителей виноваты.
Достижения цивилизации - телевизор, компьютер, игрушки - все чаще и чаще
приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребенком рассматривается,
как более предпочтительное.
Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и
восприниматься ребенком как норма, как обязательное условие разумного образа
жизни. Понятно, что добиться этого можно лишь тогда, когда привлекательность
пребывания на свежем воздухе выше, чем просмотр мультиков. Активные игры,
лес, грибы, рыбалка, лыжи, санки и горки, - здорово, особенно если это
нравится взрослым. Ведь трудно себе представить мальчишку, который
предпочтет очередной киношный боевичок совместной поездке с отцом на
рыбалку. Но действия взрослых часто противоположны: - Куда это ты собрался!
Чтоб через час явился! Посмотрите - в курточку вырядился - немедленно надень
шубу и т. д. и т.п. В следующий раз ребенок и сам 10 раз подумает - а стоит
ли вообще с Вами связываться и не проще ли поберечь нервы и спокойно
посмотреть телевизор.
Бытовые заботы и профессиональная загруженность родителей не должны
ограничивать детей. Обучение самостоятельному гулянию - не менее важно, чем
правила хорошего тона.
С самого раннего возраста следует стремиться к тому,
чтобы предоставить ребенку максимальную самостоятельность - быть рядом, но
не мешать познавать мир и не устраивать истерик по поводу мокрых ног и
падений. Всегда желательны совместные игры с другими детьми. В младенчестве
эти другие дети, как правило, имеют при себе родственников, что дает Вам
шанс подобрать своему отпрыску достойную компанию на будущее.

2.3.2. ПРОГУЛКИ И БОЛЕЗНИ



Подавляющее большинство взрослого родительского населения желает
услышать от детского врача конкретные инструкции - конкретно, когда и
сколько можно и, соответственно, когда и чего нельзя. Сразу же приходится
Вас разочаровать - универсальных рекомендаций не может быть. Но главный
фактор, определяющий рекомендации, - вовсе не погода, не здоровье, не
готовность бабушек к самопожертвованию, а принятая с младенчества система
воспитания.
Элементарный пример. На человеческом теле имеются две важнейшие
рефлексогенные зоны - ухо и стопа. Если носочки и шапочки были и являются
обязательным условием образа жизни ребенка, то холодовое воздействие на эти
самые зоны быстро приведет к простуде. Казалось бы, ну чего ж тут
непонятного? Если с раннего возраста ребенок бегает босиком (хотя бы по
квартире), а в 3 года залезает в ноябрьскую лужу, то в этом нет совершенно
ничего опасного для здоровья. Но эта же лужа может представлять собой
реальную угрозу, если, опять таки с раннего возраста, толпа чадолюбивых
родственников бегала за младенцем с носочками и тапочками в руках.
Очень многие, прочитав предыдущий абзац, пожалеют, что поезд ушел. Но
гулять все-таки надо. Поэтому приступим к рекомендациям.
Главная опасность прогулок связана с переохлаждением и перегревом. И то
и другое у детей возникает значительно легче, чем у взрослых - в этом
особенность растущего организма (несовершенство систем терморегуляции и
быстрое истощение энергетических запасов). Основной критерий - поведение
самого ребенка. Ни переохлаждение, ни перегрев не возникают внезапно (шел,
шел и вдруг замерз). Если дитя ни на что не жалуется, нет жажды (первый
признак перегрева) - не суетитесь и гуляйте спокойно. Чем экстремальнее
погодные условия, тем менее желательны самостоятельные (без взрослых)
прогулки детей - хотя бы потому, что сопровождающее лицо всегда может
ориентироваться по собственным ощущениям.
Теперь несколько конкретных слов о ПРОСТУДЕ. Простуда - болезнь,
возникшая в связи с переохлаждением. Представьте себе, что у Вас или у
Вашего ребенка в горле (ни миндалинах) живет микроб, который называется
стафилококк (а он действительно живет почти у 100% людей). Размножение этого
микроба постоянно сдерживается иммунной системой, и Вы в течение многих
десятилетий мирно сосуществуете со стафилококком. Под действием
переохлаждения защитные силы ослабевают, микроб начинает быстро размножаться
и вызывает болезнь. Понятно, что простуда - это не инфекционная, не заразная
болезнь, а личная проблема конкретного замерзшего индивидуума85.
А дальше? Микроб размножается, организм вырабатывает защитные антитела
и болезнь отступает. Что же произойдет, если через короткое время Вы опять
переохладитесь? Стафилококк начнет размножаться, но, поскольку выработанные
в прошлый раз антитела еще сохранились, болезнь либо не начнется, либо будет
протекать значительно легче. В этом и состоит суть закаливания - сознательно
активизируя наших собственных микробов мы, в конце концов, доводим иммунитет
до столь высокого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.
Вывод - если малейшее переохлаждение вызывает у ребенка простуду, ни в
коем случае не держите его дома после нормализации температуры и
исчезновения симптомов болезни.
По большому счету, болезнь и прогулки не совместимы лишь по следующим
соображениям. Во-первых, при повышении температуры тела холодный воздух
вызывает спазм сосудов кожи, уменьшает потери тепла и повышает температуру
внутренних органов, что не желательно (пороговое значение - 37,5 - если выше
гулять не стоит). Во-вторых, двигательная активность и поддержание
температуры тела требуют существенных энергозатрат, а энергия больше нужна
для борьбы с болезнью.
Таким образом, ситуации, когда гулять нельзя встречаются в сотни раз
реже, чем ситуации, когда гулять необходимо.

Нельзя в остром периоде инфекционных болезней
- когда действительно
плохо - высокая температура, слабость, боль.
Нельзя при некоторых, довольно редких болезнях, когда необходим строгий
постельный режим
(типичный пример - дифтерия).
Нельзя, когда болезнь заразна, да и то не всегда (если ребенок сын
лесника, то корь не мешает прогулкам по лесу, но если это дочь инженера, то
неправильно гулять по улицам и подвергать риску заражения других детей).
Свежий воздух способствует выздоровлению и этот фактор особенно
актуален при болезнях дыхательных путей (воспаления легких, бронхиты,
трахеиты, ларингиты). Само собой разумеется, что приходится учитывать
множество факторов. Например, у ребенка воспаление легких. Начали лечится,
нормализовалась температура, улучшилось самочувствие. Понятно, что если Вы
живете на 10-м этаже, а лифт не работает, то погулять сложно (хотя если
сможете дотащить дитя на руках, то почему бы и нет). Но гулять надо, правда
осторожно, - здесь важнее не возможность двигаться, а возможность дышать
воздухом, свободным от домашней пыли. Поэтому теплее одеться и избегать
беганья-прыганья. Если сложно, то можно просто постоять на балконе -
подышать.
Помните! При вдыхании прохладного (холодного) воздуха, влага
конденсируется на горячих дыхательных путях и это приводит к увлажнению
слизи. Если во время гуляния у ребенка появился влажный кашель, которого в
доме не было, то это очень (!!!) положительный признак, свидетельствующий о
том, что у дитя появился шанс выкашлять слизь, накопившуюся в легких. Но
действия родственников часто противоположны - стоит малышу на улице
кашлянуть, как его тут же затаскивают в дом. А при этом происходит вот что:
слизь увлажнилась, следовательно, увеличилась в объеме - если гуляние
прекратить ребенку будет тяжелее дышать и родители сделают вполне "логичный"
вывод - вышли погулять и стало хуже. Поэтому либо доводите начатое дело до
конца, либо не начинайте.
При многих болезнях, сопровождающихся повышенным образованием в
дыхательных путях слизи (коклюш, круп, обструктивный бронхит) чистый
прохладный воздух является более важным фактором в лечении, чем все
лекарства вместе взятые. Но еще важнее другое: прохладный воздух -
эффективный способ оказания неотложной помощи - при любых проблемах со
здоровьем, характеризующихся жалобой "тяжело дышать". До прибытия врача -
бегом на улицу (во двор, на балкон).

Подводя итоги, следует заметить следующее. Любые действия по
направлению к Природе полезны для здоровья хотя бы потому, что запускают
наши естественные механизмы адаптации
. Двигаться к Природе (земля без
асфальта, небо над головой, ветер, вода, трава и т.п.) сложнее, потому что
надо расставаться с прелестями Цивилизации (родной диван, любимый телевизор,
теплый унитаз и т.п.). Все аргументы против гуляний (за очень редкими
исключениями, которые описаны выше) не выдерживают никакой критики и
обосновываются страхом, занятостью и ленью.
Поэтому давайте гулять!
Не смотря ни на что!

2.4. СОН



"Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь."
Вильям Шекспир

Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит. Это обычный
человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем
и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус ("когда
не спят - они едят, когда едят - они не спят").
Неудивительно, что сон, как глобальное явление, играет важную роль в
человеческом бытие. И, как всякое глобальное явление, процесс сна окружен
множеством самых разнообразных проблем.
Что такое сон, для чего он нужен вообще? В течение многих лет ученые
придерживались довольно наглядной, логичной и убедительной теории, согласно
которой бодрствование сопровождается накоплением в организме человека
определенных веществ (факторов сна), вызывающих "усталость мозга". Для
нейтрализации этих самых веществ и нужен сон, во время которого "факторы
сна" разрушаются, отдохнувший мозг получает возможность бодрствовать, а
владелец мозга вести активный образ жизни.
Приведенная выше теория подкупает своей абсолютной понятностью даже для
не специалистов. Со специалистами сложнее - пытаясь доказать абсолютно
понятные вещи они десятилетиями пытались и пытаются обнаружить "факторы
сна", но ничего не получается. Чем больше люди исследуют сон, тем меньше
понимают смысл этого явления - нет убедительных ответов на вопрос: зачем
человеку следует 1/3 жизни тратить на непродуктивное пребывание в кровати?

Но, какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный
жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности
показывает: сон жизненно необходим. Ну вот так природой заведено -
нормальная жизнедеятельность животных (человек здесь рассматривается как
частный случай особо умного животного) невозможна без особой формы работы
головного мозга, которая носит название сна.

2.4.1. СОН ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ



Ни одно руководство по воспитанию детей не обходиться без конкретной
таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен
спать - сколько раз и сколько часов.

Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической
регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом
привести некие средние значения рекомендуемых параметров.
От 1-го до1,5 лет: количество периодов дневного сна - 2 (1-й - 2 - 2,5
ч, 2-й - 1,5 ч); ночной сон - 10-11 ч;
От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна - 1, его
продолжительность - 2,5 - 3 ч; ночной сон - 10-11 ч;
2 - 3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2 - 2,5 ч; ночной сон -
10-11 ч;
В дальнейшем - до 7 лет - рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч)
ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью - не менее
8 - 9 ч.

Отдав долг "нормам" рассмотрим конкретные проблемы.
Все, что мы уже писали раньше про детскую комнату86, не
имеет возрастной специфики. Напомним требования:
- оптимальная температура - 18-20( С;
- лучше 16( чем 22(;
- лучше пижама потеплее, чем самый наилучший обогреватель;
- в детской комнате не желательны никакие накопители пыли - ковры,
мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке
.
С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется
достаточно простым - сон должен создавать условия, для адекватного
бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма
незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим
наукам (педагогике, социологии) - естественно, когда человек спит не потому,
что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не
потому, что так надо, а потому что выспался. Но правила человеческого
общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти
биологические "фокусы".
Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по
особым ритмам (суточным, сезонным, годовым) определяющим потребность и
соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время,
необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество
факторов - упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние
здоровья, образ жизни.
Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью
физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну
препятствуют.
Основная родительская проблема - "не хочу спать". Подход к ее решению
во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать
простое правило:
если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций,
время отхода ко сну никакого значения не имеет.


Отмечу, что родительский лозунг "пора спать" может быть продиктован
интересами самих родителей - папа хочет спать, или, как вариант, папа хочет
маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена
посредством советов врача-педиатра.

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой "не
уложишь не поднимешь
". Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю.
Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку
определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения
деление человеческих особей на "жаворонков" и "сов").
Рациональных способов борьбы с детским "спать не хочу" три.
Способ первый. Увеличение физических нагрузок - спорт, максимальное
пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам,
- по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а
проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое
преступление.
Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в
принципе
. Учитывать стремления детей к копированию взрослых. Тема "пора
спать" вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или
будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания
уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы,
чем громче и строже звучит распоряжение: - отправляйся в постель, - тем
больше возникает проблем.
Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у абсолютно
здоровых детей.
Часто просыпаются с чувством жажды.
Основные причины две:
Нарушение главного правила детского сна - чистая прохладная детская
комната. Пересыхают слизистые оболочки, причины понятны (тепло, сухо,
обогреватели, ковры, пыль).
В связи с некоторыми хроническими болезнями носоглотки (типичный пример
- аденоиды) нарушено носовое дыхание.
Если вовремя не изменить физические параметры детской комнаты или не
оказать лечебную помощь при болезнях - "ночное питье" закрепляется в виде
рефлекса.
Скрежетание зубами во сне.
В народных массах нет расхождений при ответе на вопрос о причине этого
явления. Абсолютно всем хорошо известно: "коль дитя скрипит зубами - значит,
мается глистами". Сие положение, не находит однако, подтверждения. У
скрипящих зубами глисты, конечно, встречаются, но не чаще чем у других,
зубами не скрипящих. Ни врачи, ни ученые-физиологи, много лет изучающие сон,
не знают из-за чего это происходят, но в одном убеждены точно - это не
болезнь, это со временем проходит, хотя два отрицательных момента есть - не
слишком приятно с эстетический точки зрения и вполне реальная возможность
повреждения зубов.
Существует теория, согласно которой причина скрежетания во сне зубами -
рудиментарный (т.е. недоразвитый, остаточный) рефлекс, аналогичный рефлексам
животных, который таким образом точат себе зубы.
Ночное недержание мочи или энурез.
Это весьма неприятное явление имеет место у 10% детей. Существуют
десятки способов фармакологической и психотерапевтической коррекции этого
явления. Ни один из этих способов не является абсолютно эффективным, хотя
отдельные методики у отдельных детей приводят к прекрасным результатам.
Врачам причины энуреза до сих пор не известны. Предполагают, что в
созревающем мозге иногда формируется особый очаг, который в определенной
фазе сна запускает рефлекс опорожнения мочевого пузыря. Поскольку речь идет
именно о созревающем мозге, энурез рано или поздно прекращается.
Ночные страхи.
Наиболее часто имеют место в возрасте 3 - 8 лет и в периоде полового
созревания. Особой опасности не представляют, но их частота и выраженность
во многом зависят от психологической атмосферы в семье и от элементарного
здравого смысла родителей. Страшные сказочки перед сном, телевизионные
ужастики, рассказы про деда Бабая и про непослушного мальчика, которого
утащил злой собака-Барбос. Индивидуальная детская комната увеличивает
вероятность ночных страхов - вместе с родителями спать поспокойнее.
В то же время страхи на этапе отхода ко сну (боязнь темноты, тишины,
шума ветра за окном) требуют уважительного к себе отношения. Ни в коем
случае не высмеивать, может быть и посидеть рядышком, пока не уснет.

Важнейшим правилом, регламентирующим отношение родителей к любым
детским ночным проблемам, является максимально возможная доброжелательность.

Чтобы не делал ребенок во сне,
- скрипел зубами, мочился в постель,
ходил, разговаривал, храпел-сопел - он этого не делал. Это был не он,
думающая часть детских мозгов не имела никакого отношения ко всем
вышеописанным процессам. Еще раз напомню: самые-пресамые специалисты до сих
пор не могут понять, что такое сон и для чего надо спать. Все во сне
происходящее во многом остается тайной за семью печатями, и ругать ребенка
за мокрую постель, по меньшей мере, неразумно.

2.4.2. СОН И БОЛЕЗНИ



Сон ребенка любого возраста является одним из важнейших критериев
состояния его здоровья.
Любые существенные отклонения от режима сна - внезапное пробуждение в
необычное время и особенно (!) желание спать в необычное время, являются
весьма тревожным признаком и требуют особой бдительности со стороны
родителей - измерить температуру тела, порасспрашивать (болит-не болит),
лишний раз проснуться ночью - посмотреть, потрогать лобик.
Следует помнить, что сонливость типичное проявление высокой температуры
тела и критического дефицита жидкости в организме
.
Если врачебные назначения не могут быть выполнены из-за сонливости (не
пьет жидкость, не хочет глотать лекарства) - это однозначное показание к
немедленной госпитализации.
Во время любой болезни, но особенно при острых респираторных
заболеваниях, первостепенное внимание должно уделяться детской комнате.
Факторы, рассматриваемые нами в качестве желательных для ребенка здорового,
становятся обязательными при развитии болезней.
Любая респираторная вирусная инфекция сопровождается повышенным
образованием слизи на всем протяжении дыхательных путей - от слизистой
оболочки носа, до бронхов. Высыхание этой слизи - важнейший фактор риска,
многократно повышающий риск бактериальных осложнений. Скопление и высыхание
слизи во время сна более вероятно (более душно, ребенок не двигается и не
пьет). Отсюда обязательное условие сна больного ребенка: теплая одежда, но
чистый, прохладный и влажный воздух. В течение дня многократная влажная
уборка.
Некоторые, хотя и вполне очевидные моменты, касаются ночных действий
родителей при детских болезнях. Не закрывать дверь в детскую комнату, быть
рядом, напоить, переодеть, успокоить, лишний раз измерить температуру.
В целом режим сна больного ребенка может меняться самым существенным
образом - смещаются привычные часы сна, изменяется (как правило, удлиняется)
их продолжительность. Это вполне естественно, но важнее другое -
восстановление обычного режима сна является убедительным признаком
выздоровления.

2.5. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ



"Приятно детям в зной горячий
Уехать за город на дачи,
Плескаться в море и в реке
И строить замки на песке."
Дж. Родари

Как провести лето, чтобы извлечь из этого максимум пользы для детского
здоровья? Поставленный вопрос - постоянная головная боль миллионов родителей
и его (вопроса) актуальность усиливается с каждым минувшим зимним и весенним
месяцем. Замученный школой и тремя ОРЗ, бледный и грустный, постоянно
шмыгающий носом ребенок без аппетита - типичное весеннее зрелище. Личные
перспективы родителей начинают отступать на второй план, а вот с ребенком
что-то серьезное делать надо. И понятие "летний отдых" становится главным и
очень волнительным предметом домашних дискуссий.

Окружающая жизнь, мягко говоря, не способствует тому, чтобы упростить
решение этого вопроса. И любые врачебные рекомендации могут быть просто
невыполнимы по совершенно банальной, но весьма распространенной причине -
отсутствию материальных возможностей для отдыха. Конечно, можно поговорить о
канувших в лету бесплатных или символически платных пионерских лагерях, о
детских садах, выезжавших на дачу, можно вспомнить о том, как мама с папой,
получив отпускные и прихватив несовершеннолетних отпрысков, отправлялись на
море, резонно рассчитывая отдохнуть пару недель. В то же время,
ностальгические всхлипывания вряд ли помогут - ведь, по большому счету, не
только советы, касательно детского отдыха, но и многие другие медицинские и
педагогические проблемы уходят своими корнями в самые обыкновенные, но не
всем доступные рубли, доллары, гривны и всякие другие тугрик

Страницы

Подякувати Помилка?

Дочати пiзнiше / подiлитися