Карен Джангиров. Осенний волк


© Copyright Карен Джангиров
From: ludmil_u@mail.ru

Карен Джангиров. Родился в 1956 году.
Поэт, лидер российских верлибристов.

УТРАЧЕННАЯ СМЕРТЬ

x x x

Что жизнь!?
Сначала реки грез
и светлый бег хрустальных весен.
затем закат осенних трав
и череда уставших солнц, потом
катящийся вдали бессонный балаганчик,
и наконец, утраченная смерть
и долго- долго длящееся небо...

x x x

Лишь то желанно мне,
что не дано судьбой.
О невозможном музыка моя.
И сам я только высохший родник
для всех живых,
кто быть со мной не может.

x x x

Я родился в усталой воде.
Я прожил под мертвым солнцем.
Я умер в безлюдном мире.
И теперь в неподвижном времени
я вспоминаю свое лицо...

x x x

Это только попытка
стереть свое имя
с грядущего и,
обманув судьбу,
отразится осколочком синего,
синего неба
чужбины.
Это только попытка
преодолеть бессмертие.

x x x

Из всех моих "я"
самое лучшее то, о котором
женщина с моря сказала бы грустно:
"Очень осенний день!"

x x x

Я вижу время -
оно тихо струится
по золотистым прожилкам растений -
время, в котором
нам, осажденным будущим,
никогда не жить.
Время, которое
всегда чужое.

x x x

Моя единственная возлюбленная -
Девочка До-ли-ли,
Зеленоглазая ночью
и золотоглазая утром,
убегающая веками
из всех сумасшедших домов....
Та, которую в своем почерневшем сознании
я прячу от всех уже тысячу-тысячу лет
и тысячу-тысячу лет
живу с другими.

x x x

Более всего
меня настораживают простые вещи:
фиалки в руках одиноко бегущей девочки,
зеленая шляпа на голове прохожего,
обрывок афиши в объятиях безлюдного ветра,
поползновения чайной ложки на краю стола,
ужимки графина в малиновых сумерках комнаты...
Я в ужасе от
непостижимости происходящего
и, как рыцарь, признавший свое поражение,
я укрываюсь от жутких подробностей мира
хрустальным щитом безумия.

x x x

Более всего
веселые люди
невыносимы весной,
особенно после дождя,
когда над ними струится солнце,
а рядом сверкают лужи...
Каждый раз при встрече с ними,
несмотря на свое одиночество,
я мысленно благодарю Создателя
за свою изначальную непричастность
ко всему счастливому.

x x x

Нельзя иметь
небо,
страну,
женщину...
Можно только любить их
и помнить.

x x x

Сойти с ума —
все равно что сорваться с поезда,
услышав стремительный запах сиреней
на тихой безлюдной станции.

x x x

Здесь
слишком много причин
быть счастливыми !
Для нас, ищущих
одну - единственную.

x x x

Запахи детства,
как рифы обмелевшего моря.
на которых покоятся
мертвые корабли.

x x x

Теплые волны памяти
омывают бесшумно
холодные дюны дней -
эти вечные символы
человеческих невозможностей.

x x x

С годами
человек уменьшается
до размеров
собственной
грусти

x x x

Мое последнее открытие :
"Мы живем на руинах будущего".

x x x

Кто он, творящий
между мною и миром
бесконечный клубок расстояний ?

x x x

Я зарастаю золотоглазыми певчими -
и небо уносится ветром,
и камень течет в руках....

x x x

Существую ли я,
если я существую
вечно ?

x x x

Я продолжаю опережать Луну
на одно бесконечное утро.
На одну бесконечную ночь
продолжаю отставать от Солнца.

x x x

Я разгадал тебя, Смерть,
когда увидел однажды в твоих глазах
печаль новорожденной жизни

x x x

Покой - это эра
белых растений и снов
на берегу опустевших хижин.

x x x

И потому, что над нами довлеет тьма,
есть мир, изначально лишенный неба,
откуда осколками солнечной мысли
мы отражаемся в собственной памяти.

x x x

Я прикоснулся глазами к безмолвию улиц
и увидел на дне обмелевшего города
крик уходящей Вселенной.

x x x

Выходя из прошлого,
не забудь погасить
свет.

x x x

Я помню
нашествие в наш неустроенный быт
этих маленьких рыжих пылающих солнц,
именуемых кем-то
марокканскими апельсинами,
обшарпанный столик,
веселые брызги шампанского,
поцелуи в углах, разговоры о Кортасаре
и тысячу прочих прелестных глупостей
(мы рисовали на стенах светающей комнаты
зеленого ослика в пыльных горах Аргентины
и розовых птиц в небесах Гондураса)... Я помню
твой голос, летящий серебряной нитью,
и самое-самое легкое в мире прощание!
Ты исчезла и дни полетели за днями,
вливаясь в могучую реку забвения
и превращаясь в Ничто.
Так почему же теперь
в эти дни невозможных утрат
я вспоминаю об этой нечаянной встрече
с такой беспредельной нежностью?!

x x x

Я ушел.
Это был единственный способ остаться -
хотя бы в памяти.
Малышка еще витала в облаках,
не ощущая конца,
но я, переживший не одну пустыню,
отчетливо видел,
как на еще недавно зеленой листве
уже появляются первые желтые пятна...
Я ушел -
и в моем окаменевшем сердце остановились
часы.
Но время, живущее вне моего бытия,
продолжало свое непрерывное шествие:
понедельники, вторники, среды
и прочая мелкая живность
копошилась вокруг моего одиночества.
Все это время я жил, как жил.
Были другие женщины.
Но это были другие женщины.
Иногда вечерами
я отправлялся в окрестный парк,
где в старом довоенном пруду
плавали утки непонятного цвета
и с очень дурными манерами.
Я бросал им хлебные крошки,
продолжая думать о ней...
А в начале осени
я получил небольшое письмо,
где меня с удивительной скромностью
приглашали на свадьбу.
Меня не простили!
Мгновенная легкость по этому поводу
тут же сменилась растущей тоской,
а следом пришла пустота.
Я оделся, вышел
и начал бесцельно блуждать по городу,
вспоминая бесконечные подробности
теперь уже навсегда утраченной жизни.
Вечером
я оказался в каком-то глухом переулке,
остановился, прислонился к стене
и закурил сигарету.
И именно в этот момент
из растворенного окна близлежащего дома
заиграла волшебная музыка -
старое грустное танго.
Что-то острое защемило внутри
и подлое чувство сострадания к самому себе
охватило меня целиком.
Я опустился на корточки,
закрылся руками
и начал долго смеяться
скрипучим жутким смехом.
Мимо проходила парочка -
курносая девушка на тоненьких ножках
и розовощекий денди в малиновом галстуке.
"Пьяный мужик!" -
бросил всезнающий юноша
и парочка двинулась дальше.
К утру я оказался дома.
Выпил снотворное,
наглухо задвинул шторы и лег спать.
С этого дня мой корабль прочно осел на рифы.
Я перестал встречаться с друзьями
и все глубже и глубже
погружался в холодное море бессилия,
перемещаясь, как тень
по своей бесконечно прокуренной комнате
со все нарастающими воспоминаниями
об этой девочке...
Так пролетела осень
и я даже не заметил, как пришла зима.
С промозглым ветром и большими снегами.
Я старался не подходить к окну -
снег раздражал меня своей белизной,
на фоне которой мое глухое отчаяние
становилось еще отчетливей...
А потом наступила весна.
И однажды утром
я проснулся от звона капели
и пения маленьких птиц.
За одну лишь ночь
мир изменился до неузнаваемости:
дети гоняли мяч,
старики и старухи щебетали о вечном,
а на углу нашей шумной улицы
веселый мороженщик продавал мороженое.
Из соседнего подъезда
с огромной авоськой в руках
выскакивал рыжий мужчина.
Ему вдогонку, едва не вываливаясь из окна
кричала женщина: "Не забудь огурцы!"
"Не забудь огурцы!"
Эта чудесная фраза
с шипением врезалась в мое сознание,
как болид в сердцевину айсберга.
Я снова посмотрел в окно
и увидел множество нарядных женщин,
я увидел их лица, озаренные ранней весной,
и услышал - сначала совсем еще робкое,
но растущее с каждым мгновением тиканье -
это в моем оттаявшем сердце
снова пошли часы,
С этой минуты я начал жить
и вновь этот мир
стал принадлежать мне...
...Говорят, что я прожил
еще долгую счастливую жизнь,
а умер в начале восьмидесятых
во времена тяжелой эпидемии
гонконгского гриппа.

ОСЕННИЙ ВОЛК

Когда я понял, что меня уже нет -
я увидел женщину с ликом солнца,
я пошел ей навстречу, раздвинув небо,
я пошел ей навстречу, раскинув... Но
меня уже не было!
Меня уже не было на этой земле.
Меня уже не было в собственном теле.
Меня уже не было в собственной памяти...
А где - то вдали из холодного моря,
из очень холодного мертвого моря
вышел Осенний Волк.

x x x

Если волк устал от любви и суши,
то это - осенний волк.
И в грозной стае других волков
не будет ему ни покоя, ни счастья
и только на склонах далекой чужбины
он обретает свою судьбу.

x x x

Весна -
самое-самое
грустное время года,
но знает об этом
только осенний волк.

x x x

Город -
единственное
живое существо,
идущее вместе со мной
по свету.

x x x

Люблю
обшарпанные комнаты
провинциальных гостиниц
с запахом прелых фиалок и мертвой воды,
со скрипучими стульями
и непременно протекающим краном... Ибо
я знаю точно -
уют смертелен
для тех, кто прожил
иную жизнь.

x x x

Творить на песке...
Сопротивляться нашествию хаоса...
Скитаться по свету в погоне за невозможным,
собирая осколки разбитых зеркал и судеб,
играя на флейте чужих одиночеств...
А в старости,
закончив путь
в какой - нибудь глухой провинции
в великолепном статусе
смотрителя сумасшедшего дома,
проводить вечера, объясняясь в любви
безумносмотрящим девам...

x x x

Нужно побеждать.
Нужно побеждать как можно чаще.
Точнее - нужно побеждать всегда,
ведь это единственный способ
жить, не замечая
своего поражения.

x x x

Без моего ведома
идут поезда,
летят самолеты,
плывут корабли,
запускаются спутники,
объявляются войны,
начинаются снегопады,
метели,
дожди...
А за соседней стеной
многомудрый паук
ловит маленьких мух,
не испросив моего дозволения...
"Так в чем же моя вина?!"

x x x

Не важно,
сколько ты прожил лет,
важно другое -
какая по счету смерть
стала твоим убежищем.

x x x

Тяжела дорога,
но я продолжаю свой путь,
как будто кто-то вдали,
выбросив белые флаги,
ждет моего пришествия.

x x x

Не дай, Господь, моим мечтам случиться!
Пусть будет вечным этот тяжкий путь
к тому, что не имеет продолженья
и только целью быть обречено.

x x x

И рос во мне
пчелиный голод неба.
Он гнал меня
на край земли пустынной.
Что я искал? -
Кристальный мед покоя.
Что я нашел? -
Сухую горсть чужбин.
И рос во мне пчелиный голод неба
и возвышал
над миром и судьбой

x x x

Однажды,
на закате жизни
ты непременно найдешь себя там,
откуда когда-то начал
и осознаешь, что все это время
не ты неустанно скитался по миру, а мир
жил сквозь тебя, как трава прорастает чрез
камень.

x x x

Я спал у корней воды.
И снился мне сон, в котором
я спал у корней воды...
Дни пролетали за днями -
я жил, умирал и помнил,
искал, находил, утрачивал...
Но все это длилось там -
во власти любви и смерти,
а здесь, в тишине глубокой,
в пределах другого неба
я спал у корней воды...

x x x

Исчерпана
последняя грань бытия -
созерцание собственной смерти.

x x x

Я видел,
как дышит пепел -
я знаю как ранен мир.

x x x

Я видел,
как возвращаются земли из дальних странствий
и превращаются в пыль
чужбин.

x x x

Избегаю
пространств, способных
умещаться во взгляде Сторожа,
и людей стерегущих пространства

x x x

Жить надо
южнее собственных мыслей
хотя бы на одно
желание.

x x x

Живому трудно
отвести взгляд
от красивой женщины,
так же как мертвому
вспомнить свою мечту.

x x x

Только без женщины
осознаёшь до конца
непрерывность женщины

x x x

Я знаю,
что люблю тебя
и значит -
я знаю о тебе
все.

x x x

В шорохе трав,
в скрипе ракушек,
в шелесте волн,
в шуме грядущих камней... -
Слышу твое лицо -
о эта райская музыка
на пустынных развалинах мира.

x x x

Я научу тебя, девочка,
как перемалывать солнце
в золотистую пыль
пространств,
как собирать расстояния,
оставленные другими,
и очищать глубину
от грусти...
Я расскажу тебе, девочка
как можно любить этот мир,
зависая судьбой
над пропастью...

x x x

Хорошо
сорокалетних ведьм
с глазами, чернее смерти,
гонять по ночам до седьмого крика,
или
заманивать в кусты
полуфригидных девочек
и долго-долго
объяснять им теорему Пифагора,
И совершенно немыслимо
с первыми делать второе.
а со вторыми - первое.
Да,
умение жить -
это способность угадывать четность
выпадающих свыше чисел.
И все.

x x x

Иногда
можно прочесть судьбу
на полинявших обоях комнаты
незнакомого города - в грустных объятьях
совершенно случайной женщины.

x x x

Какое блаженство
наблюдать со стороны за своим крушением
и как суфлер незаметно подсказывать
слова, потерявшие смысл.

x x x

В непрерывном хаосе твоих дорог
только одна живая,
летящая со скоростью смерти
и точная, как змея.
Ей больно, когда ты идешь по ней!
Она - твой Путь.

x x x

Это не я -
это ветер с чужбины
бродит ночами
по крышам счастливых домов.

x x x

Сколько пространств
прошло сквозь меня и кануло!
А я по-прежнему там,
где моя постаревшая смерть.

x x x

Выбирая дороги,
мы выбираем лишь способ счастливого возвращения

x x x

Быть дальше
самого себя
хотя бы на пол-чужбины,
хотя бы на четверть неба
быть выше своих корней.

x x x

Спроси у себя:
"А что будет дальше?"
И тогда поймешь,
что ничего и нет.

x x x

Как легко постареть
в окружении мудрых
мыслей.

x x x

Самая
точная
грань
настоящего -
красота
уходящей женщины

x x x

След мой - пустыня,
покрытая пылью забвения
и песками грядущих времен.

x x x

Гибелью ежесекундно умирающего пространства
переполнены мои глаза.
Стоит мне только очнуться -
и вселенная рухнет в Ничто.

x x x

Отбрасываю
холодноватое прошлое,
как ящерица хвост, ускользаю, но жизнь
снова и снова
принимает очертания
прошлого.

x x x

Душа наполняется
листьями, звёздами, ветром ...
А бедное тело - опилками прожитых лет.

x x x

Мы возвращаемся из странствий.
Но возвращаемся не мы.

x x x

Ветер коснулся верхушек холодных деревьев -
я покидаю ваш дом,
в котором прожил счастливую жизнь,
длиною в короткий вечер, и где
я научился любить бесконечность жеста
и поклоняться красоте молчания.

x x x

Я не хочу быть дворцом
для вечно здравствующих.
Хочу быть хижиной
для случайно выживших.

x x x

Исчезаю
в пустые коробочки слов,
оставляя пришельцам
свое отрешенное имя.

x x x

Дойти до конца-
это значит дойти до конца
своего тела.

x x x

Верлибр-
это
иная скорость
молчания.

x x x

Во
всякой
тишине
есть уголок, в котором
прячется аист или
его детеныш.
И значит -
тишина не бывает пустой.

x x x

Когда умирает душа
вместе с ней умирают слова.
Старость -
это кладбище мертвых слов
и море воспоминаний...
Я больше не чувствую слово <желтый>
и осень - любимое время года -
проходит мимо
Скоро
я перестану останавливаться
на слове "женщина"
и последнее древо моей земли
станет добычей снега.
Да, старость -
это кладбище мертвых слов,
море воспоминаний
и рай былого...

x x x

Небо и очень
прозрачная осень
нам
останется в конце мечты.

x x x

Весна за окном
и весна в твоём сердце -
два разных времени года,
совпадающих только в юности.

x x x

Мы живем
в двух измерениях.
В одном -
жизнь несказанно короткая.
В другом -
невыносимо длинная.
В одном -
любви не хватает прошлого.
В другом -
у любви нет будущего.

x x x

Кто ведает - сколько
весит печаль нарисованной мошки,
земная ли кровь у небесных растений,
жива ли гора на ладони у старца,
одинока ли боль в сердцевине молчащего камня
и человек ли стоит на холодном ветру,
а может быть, это - чайка ?

x x x

Боль -
это родник , в котором
время утоляет жажду.

x x x

Путь Бога -
путь преодоления метафоры,
имя которой
жизнь.

x x x

Не в том ли бессмысленность жизни,
что все, происходящее с нами,
короче жизни ?

x x x

Только в храме
перед зажженной свечою
понимаешь значение
паузы.

x x x

Как прекрасны те книги,
на страницах которых
живут птицы.

x x x

Небо пронизано плачем
маленьких дирижаблей,
не помнящих
о земле.

x x x

Поэт -
это помесь клоуна
с ручной гранатой.

x x x

Изменение -
скрытая форма отсутствия,
создающая видимость
жизни.

x x x

Душа -
продолжение мысли
за пределами зеркала.

x x x

Сильнее
воспоминаний о прошлом
только тихая грусть
о несбывшемся.

x x x

Каждому - каждое.
Всем - остальное. Никто
не постигнет чужую музыку.

x x x

Как пустынна дорога,
по которой идет человек
к своему рождению.

x x x

Отравленные
ядом вечности,
мы все пытаемся найти компромисс
между теми, кто с нами, кто в нас,
постепенно теряя и тех и других
в угоду грядущей осени.

x x x

В шорохе трав,
в скрипе ракушек,
в шелесте волн,
в шуме грядущих камней... -
Слышу твое лицо -
о эта райская музыка
на пустынных развалинах мира.

x x x

Дом,
побежденный вещами,
мы оставим счастлив
о блуждающим статуям
и уйдем по тропинкам из солнечной пыли
в нищее царство
живых.

x x x

Как осколки погибшего рая
вырвать из памяти лики ушедших,
освободив небеса
от вечности.

x x x

Мы любим только тех, кого не в силах
уравновесить прожитой мечтой.

x x x

Не сад,
а пустыня творит родники бесконечности.
Не живые, а мертвые знают о жизни все.

x x x

Дни существуют
в паузах между веками.

x x x

Чтобы видеть, нужно иметь причину.

x x x

У каждого цвета свой способ обманывать мир.

x x x

Неудержимы границы прошлого.

x x x

Раньше всех умирает время.

x x x

Пространство лжет, чтобы длится.

x x x

Сбываются только мгновения.

x x x

И маска имеет лицо.

ПРОСТЫЕ ЧИСЛА

x x x

Я утратил весну -
и во мне воцарились весы.
Я понял снег -
и осознал бесконечность смерти.

x x x

Что моя жизнь ?!
Муравейник дней,
вокруг которого осень
и дождь, потерявший лицо ....

x x x

Я расскажу вам все,
кроме самой последней
и маленькой тайны,
в уголке которой
плачет большое животное.

x x x

Рассекающий круг,
помни -
ты сотворяешь
змею.

x x x

Имя -
это уже одиночество.
Дом -
это уже изгнание.

x x x

Как долго растет трава.
Как быстро стареют дети.

x x x

Уйти в срок -
это искусство избранных.
Им в совершенстве владеют
одуванчики и
поэты.

x x x

Непрерывное
похождение
прошлого
уравновешено
пеплом будущего.

x x x

Искусство выть вербой
среди магнолий и роз -
техника верлибра.

x x x

В каждом
живет другой
на расстоянии
в одно крушение.

x x x

Человек
всегда непохож
на свое будущее.
И в этом его
спасение.

x x x

Думать о вечном,
говорить об изящном,
любить толстое -
быть мужчиной.

x x x

Нет
ничего
глупее
умной женщины.

x x x

Сутью
числа
является
его
профиль.

x x x

В министерстве плохой погоды
объявляется конкурс на должность Смотрителя Луж.
Одиноким предоставляется осень.

x x x

Исчезнут
грезы,
печали,
сны ...
Останутся
простые числа.

x x x

Женщина -
черновик птицы.

x x x

Другая жизнь -
это всего лишь другая
мера времени.
Карен Джангиров.

Подякувати Помилка?

Дочати пiзнiше / подiлитися